Военная драма братьев Солуяновых. Все могло быть иначе…

Братья Анатолий и Александр Солуяновы родились в простой крестьянской семье в Сибири, Анатолий в 1917-м году, Александр в 1920-м.

Росли в селе Тайтурка, что в Иркутской области, и были неразлучными: куда старший, туда и младший .

Братья и в РККА пришли добровольцами по очереди: Анатолий в 1937 году поступил в Забайкальскую военную школу пилотов, в 1940 году в ту же школу поступил младший брат Александр.

С начала Великой Отечественной войны братья служили в Забайкальском военном округе. С 1943 года вместе воевали в 92-м истребительном авиационном полку 6-го иак 16-й Воздушной армии. Анатолий в апреле стал заместителем командира эскадрильи. Дважды награжден орденами.


Анатолий Павлович Солуянов. Фото ЦАМО РФ.

Из наградного листа: с 6 мая по 10 июля 1943 провел 13 воздушных боев, сбил 2 самолета противника. С 10 июля по 6 сентября провел 39 воздушных боев, сбил 2 самолета противника. 5 августа, вылетая на прикрытие войск противника, в составе 10 Ла-5, в районе патрулирования радиостанцией были наведены на три группы бомбардировщиков, в результате смелых атак группа сбила 8 Ю-87. Солуянов в этом бою лично сбил 1 Ю-87…

Тов. Солуянов вместе со своим братом … действует дерзко, умело и тактически грамотно. В бой вступает решительно, несмотря на численно превосходящие силы противника.


Александр (1920) и Анатолий (1917) Солуяновы. Июль 1943 года. Фото из открытого доступа.

Александр не отставал от брата. Младший лейтенант Солуянов свой первый боевой орден получил 15 июля 1943 года. К этому времени на его счету 19 успешных боевых вылетов на прикрытие своих войск, сопровождение Пе-2, перехват бомбардировщиков противника. Провел 13 воздушных боев, сбил 1 самолет.

5 июля началась Курская битва. Авиация противника бомбардировала железнодорожные узлы, аэродромы группами, как небольшими,8-20 спамолетов, так и большими — до 100 и более самолетов, одиночными самолетами и группами по 2-6 истребителя Ме-109 и ФВ-190 вела разведку наземных войск и тылов. Особенно активно велась разведка в направлении Малоархангельское.

5 июля, выполняя в паре задание по прикрытию свои войск в районе Малоархангельское, братья встретили ФВ-189. Первым атаковал Анатолий, но проскочил мимо и Александр потерял его из виду. Увидев внизу горящий самолет, решил, что это горит брат. Фокке-Вульф в это время начал уходить на запад.

У Александра потемнело от горя в глазах. Мысль была одна — отомстить за Толю! Александр погнался за вражеским самолетом и догнал его уже на территории противника, в районе Орла. Догнал и несколькими очередями зажег…

Когда возвращался обратно, в районе станции Поныри его атаковали 4 Фокке-Вульфа. Бой был неравным. Самолет Александра загорелся, и он опустился на парашюте, по счастью, на свою территорию.

А уже через день, вылетев по сигналу тревоги на перехват бомбардировщиков противника в район Поныри, внезапной атакой сбил Ме-110.

« В воздушных боях проявляет исключительную храбрость…Смел, решителен».

Следующая награда, уже в должности командира звена, в сентябре: «28 августа в составе 6 Ла-5 были наведены на группу ВФ-190, внезапной атакой с дистанций 150 метров сбил один Фокке-вульф. Отлично слетался в паре со своим страшим братом. Воздушный бой ведет правильно и энергично, смело вступает в бой с превосходящими силами противника, атакует с малых дистанций, из боя всегда выходит победителем, увеличивая свой текущий счет…»

В памятном июльском бою беда прошла мимо, Александр и Анатолий вернулись с задания невредимым. Беда пришла позже.

20 октября 1943 года лейтенант Анатолий Солуянов не вернулся с боевого задания из района Крупейки Лоев (Белорусская ССР). В 1944 году его признали пропавшим без вести и исключили из списков личного состава.


Группа Ла-5 в полете. Фото в качестве иллюстрации.

Александр продолжал летать.

В 1944 он в звании старшего лейтенанта, в должности командира авиаэскадрильи 92-го иап. В 1945 году — капитан, член ВКПб.

Полк в составе 3-го гв. истребительного авиационного корпуса 5-й Воздушной армии, в котором воевал капитан Солуянов, содействовал нашим наземным войскам в Румынии, Венгрии, Австрии, Чехословакии.

По данным журнала боевых действий 5-й ВА за апрель 1945 года, общая наземная и воздушная обстановка в районе действия войск 2-го Украинского фронта к 15 апреля такая:

Противник продолжает оказывать упорное сопротивление войскам 2-го Украинского фронта, переходя в контратаки при поддержке танков и самоходных орудий. В центре фронта в направлении Брно противник пехотой при поддержке танков танковой дивизии «Фельдфернхалле» и самоходных орудий, с частями усиления. Авиация противника отдельными группами по 4-6 ФВ-190 действует по боевым порядкам 7-го Мехкорпуса и 1-й гв. Конно-механизированной группы. За день отмечается 80 самолетопролетов.

В результате боев противник выбит из ряда опорных пунктов, в том числе городов Подивин, Бржеслав, к исходу дня отброшен в район Терезин. Зрумовице — здесь противник имеет заранее подготовленный оборонительный рубеж с противотанковыми рвами и траншеями.


Истребитель Ла-5. Фото в качестве иллюстрации.

Чем дальше на запад, тем больше собирает противник остатки разбитых частей отовсюду: из района Праги, Штоккерау переброшены части 6-й танковой дивизии, Богемский полк СС, танковая дивизия СС «Фрунсберг, различные учебные батальоны.

Директивой Военного Совета 2-го Украинского фронта от 14 апреля 1945 войскам 2-го УФ и 5-й Воздушной армии поставлена задача продолжать решительное наступление. 7-му мехкорпусу к исходу 16 апреля овладеть Брно, 1-й гв. Конно-механизированной группе Плиева наступать за 7-м МК с той же задачей.

5-й Воздушной армии — главными силами содействовать 7-му МК и 1-й КМГ, частью сил прикрыть 46-ю армию. Прикрытие истребителями боевых порядков 1-й КМГ и 7-го МК возложить на 3-й гв. ИАК генерал-лейтенанта авиации Подгорного. Для управления истребителями по прикрытию иметь одного командира дивизии с радиосредствами на НП Плиева.

3-й гв иак — надежно прикрыть боевые порядки при их движении на Брно.

В представлении на последний за войну боевой орден Александра сказано: «Командир эскадрильи 92-го истребительного авиационного Краснознаменного полка, за период с 20 апреля по 8 мая 1945 года на самолете Ла-7 произвел 31 успешный боевой вылет в районы Брно, Штоккерау, Вышков, Северин. Выполняя задачи по сопровождению штурмовиков и разведчиков Ил-2, произвел 12 вылетов с бомбометанием, сбросил 24 бомбы по живой силе и технике противника.

За период командования эскадрильей на 2-м Украинском фронте с 20 апреля по 8 мая 1945 года летным составом произведено 1218 успешных самолетовылетов на самолетах Ла-5 и Ла-7, проведено 43 воздушных боя, в которых сбито 25 самолетов противника… Свои потери — только 2 самолета.

Капитан Солуянов обладает отличными командирскими навыками, и неоднократно в бою личным примером увлекал в бой подчиненных…»


Александр Павлович Солуянов. Фото ЦАМО РФ.

После окончания Великой Отечественной Александр служил в Забайкальском военном округе, закончил военную службу в 1955 году в звании подполковника.

Награды: Орден Отечественной войны II степени (2)
Орден Красного Знамени (2)
Медаль «За боевые заслуги»
Медаль «За взятие Будапешта»
Орден Красной Звезды (2)
Медаль «За взятие Вены»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Только через несколько месяцев после Победы пришло известие об Анатолии. Оказалось, он жив, с октября 1943 года был в плену. На допросах ничего не рассказал о своей части, на вопрос о занятии до войны назвался студентом. За отказ от сотрудничества попал в штрафную команду, работал землекопом. В Германии, в лагере близ Франкфурта, находился до конца войны.

В 1945 году освобожден американцами, в советскую оккупационную зону попал лишь в сентябре. Прошел проверку. Уволен в запас: здоровье, подорванное тяжелой работой в плену, не позволяло оставаться на летной работе. Поэтому в небо Анатолию подняться больше не довелось.