В поисках заброшенного судна. Показываю как красив изнутри советский теплоход «Урал» 1958 года

Слух о заброшенном теплоходе в одном из затонов на реке Кама прошёл среди индустриальных туристов довольно давно, вот только отыскать его всё никак не получалось. С другой стороны, в процессе поисков и путешествий по стране нашлось много других, не менее интересных мест.

Вот, например, теплоход «Урал» тип «Родина» (проект 588) в состоянии близком к идеальному. Как часто бывает с непроверенными слухами заброшенный объект на деле оказался объектом на консервации, но этот факт не помешал команде побывать внутри. Но обо всём по порядку…

В одну из поездок по Пермскому Краю команда остановилась на ночевку у берега прямо, напротив судоремонтного завода. Намётанный глаз сразу приметил несколько судов, стоявших на берегу далеко не первый год и одно из которых по описанию очень походило на заброшенный теплоход которым хвастались коллеги — индустриальные туристы.


Ранним утром следующего дня мы всё-таки решили дойти до теплохода и проверить. Может быть это и есть то самое заброшенное судно? Под первые лучи рассвета мы направились вдоль берега к теплоходу, стоящему прямо у края завода. Забора вдоль береговой линии не было, а вот бдительный и на удивление дружелюбный сторож присутствовал. Он «остудил» наш пыл тем, что заброшенных судов на территории предприятия нет, а есть только те, которые находятся на консервации.

Впрочем, как выяснилось, сторож (подставлять) представлять которого не вижу смысла, мог провести нам короткую неофициальную экскурсию на одно, но любое судно. Выбор пал на трехпалубный теплоход «Урал».

Немного истории: Круизный теплоход «Урал» был построен в 1958 году в ГДР по проекту 588 на судовой верфи имени Матиаса Тезена. С 1962 по 1965 годы теплоход работал на грузо-пассажирской скорой линии Горький (Нижний Новгород) — Астрахань. В те годы он носил гордое имя Инженер Пташников соответствующее духу того времени. (Владимир Макарович Пташников — зам. министра речного флота в советские годы)


Набор открыток «Город Горький». Фото Б. Вдовенко — издательство «Планета». Фабрика фотопечати. Москва, 1976

Затем совершал туристические рейсы от Ярославского и Марийского советов по туризму. В 1960-е и 1970-е годы работал в Ленинградском бюро путешествий и экскурсий, выполняя рейсы из Ленинграда до Петрозаводска, Москвы, Астрахани и других городов. В 1992- 1993-х годах судно вновь оказалось на линии Нижний Новгород — Астрахань.


Из архива Александра Тарханова 1980 г. (примерно) — https://fleetphoto.ru

С 1994 по 1996 годы теплоход ходил речные круизы из Саратова. В 1997 году теплоход сменил владельца и название и работал на скорой линии Москва — Астрахань. С 1997 по 2013 год теплоход носил имя Тарас Бульба и о причинах очередного переименования остаётся только догадываться,

А в 1998 году теплоход опять возвращается на любимую линию Нижний Новгород — Астрахань. В 1999 и 2000 годах судно в рейс не выходило. В 2000-х года теплоход несколько раз менял владельцев пока в 2007 году не была произведена его модернизация и оно снова не вышло к в рейс.

С 2013 по 2019 теперь уже теплоход «Урал» ходил в пассажирские круизы. под новым именем. В 2020 году судно на линию не вышло в связи с ограничениями, связанными с эпидемиологической обстановкой и по всей видимости навигация 2021 тоже прошла мимо судна. Памятуя о том, что теплоходу уже более полувека ходят слухи о том, что его могут пустить в металлолом если по тем или иным причинам выход на рейс будет затягиваться. Судно не новое и с каждым годом всё ближе к пределу заложенного советскими инженерами ресурса прочности.


На теплоходе 3 палубы которые вмещают 168 пассажиров, а управляется судно экипажем из 70 человек. Для отдыхающих на борту теплохода имеется три салона-ресторана, два бара, читальный салон, солярий, амбулатория, изолятор, гладильная комната и трансляционный узел.


План-схема судна из открытых источников

Всё это удалось разместить благодаря внушительным габаритам судна: 95,8 метров в длину и 14,3 метра в ширину.


В отличии от действительно заброшенных судов, в которых довелось побывать — здесь все осталось практически нетронутым. Консервация!

Конечно, есть небольшой беспорядок, происходящий на борту, однако возникает ощущение того, что скоро сюда придёт экипаж, приберутся и судно снова пойдет в круиз. Внутри, очень красиво! Косметический ремонт ничуть не испортили оригинального интерьера судна.


Осмотрев салон направляемся самую интересную для нас часть — машинное отделение. В него ведет неприметная корабельная «герма».

Прекрасно смазанная гермодверь машинного отделения открывается почти беззвучно. Неспеша, по металлической лестнице мы спускаемся вниз и видим «окутанных» запахом солярки и машинного масла три желтых красавца дизельных двигателя 6NVD48 на 400 л/c каждый,


Здесь же находится щит управления дизелями. Остается догадываться, насколько громко находится в машинном отделении во время работы агрегатов. Двигатели в отличном состоянии. О ресурсоёмкости и эксплуатационных характеристиках судить не берусь, если среди читателей есть люди с опытом работы на данных агрегатах — напишите.


На этом наше экскурсия заканчивается. Старый сторож поторапливает, скоро пересменка и ему не очень хочется объясняться (делиться) со сменщиком. Поэтому, сворачиваем аппаратуру и двигаемся на выход.

Увы, пассажирское речное судоходство в настоящее время не пользуется большой популярностью. Дальнейшая судьба теплохода туманна. Тем не менее, хочется верить в то, что он вернётся к круизным перевозкам, но для этого «звезды должны сойтись крайне удачным образом».

Современные тенденции в провинциальном речном судоходстве, цена на импортные комплектующие, современные двигатели, навигационное, да и любое другое оборудование — всё выше, а карманы туристов готовых на речные круизы — всё тоньше. Ситуация грустная, но не безвыходная. В том же состоянии, что посетили теплоход ещё 2 года назад он находится и сейчас. Ещё не всё потеряно. Не будем терять оптимизма друзья!

P.S. Судно интересное. Но тогда о каком заброшенном теплоходе 588 или похожего проекта нам рассказывали? Поиски продолжаются… P.P.S. если кто-то видел в продаже раннюю Зарю или Полесье в продаже к западу от Уральских Гор — дайте знать. Ищется под восстановление.