5 зарубежных блокбастеров, которые стали культовыми в СССР

Западные блокбастеры в СССР практически не проникали. Так, «Челюсти», «Терминатор» или «Звездные войны» отечественные зрители увидели со значительным опозданием — в конце 80-х-начале 90-х. Причина была не только идеологическая, но и сугубо практическая — голливудские блокбастеры стоили дорого и платить столько капиталистам чиновники Министерства культуры СССР были не готовы.

Своеобразной заменой западному кино на советских экранах была кинопродукция из стран так называемого Восточного блока, в который в Европе входили Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния и Чехословакия.

Кино из этих стран отличалось неким «западным лоском» и, как казалось тогда зрителям, невиданной свободой самовыражения. Режиссеры из Польши или ГДР не боялись показать на экране то, что советскому режиссеру и в голову бы не пришло показывать.

Многие фильмы из стран Восточного блока стали настоящими хитами в советском прокате, обрели культовый статус и, пройдя проверку временем, считаются классикой.

Чингачгук — Большой Змей (1967)


Гойко Митич — идеальный Чингачгук. Кадр из фильма.

В 1967 году знаменитая ГДРовская киностудия Deutsche Film AG (DEFA) выпустила свою экранизацию романа Фенимора Купера «Зверобой». Фильм получил название «Чингачгук — Большой Змей».

Это было классическое кино про хороших индейцев и злых бледнолицых. Заглавную роль исполнил югославский актер Гойко Митич — и это было идеальное попадание. Митич настолько вжился в роль, что зрителям казалось, что Чингачгука играет настоящий индеец.

Разумеется, в СССР сразу же выпустили фильм на большие экраны. Во-первых, это было кино из братской республики — ГДР. Во-вторых, фильм о борьбе индейцев с колонистами был чрезвычайно актуален в идеологическом плане — в те годы как раз вовсю шла война во Вьетнаме.

Советский зритель принял «Чингачгука» на ура. Особенно кино понравилось детям и подросткам, которые начали массово играть в индейцев и бледнолицых. Ребята придумывали себе «индейские» прозвища, делали луки и копья. И, конечно же, каждый мальчишка хотел быть сильным и благородным, как Чингачгук в исполнении Гойко Митича.

«Три орешка для Золушки» (1973)


Либуше Шафранкова в роли Золушки. Кадр из фильма.

Этот фильм многие называют лучшей сказкой в истории кинематографа. Чудесное, доброе, волшебное кино было снято на знаменитой чехословацкой киностудии «Баррандов». Зрители с замиранием сердца следили за тем, как милая Золушка в исполнении замечательной актрисы Либуше Шафранковой преодолевает все испытания и обретает свое счастье.

В основу киносказки была положена повесть «Три сестры» популярной чешской писательницы Божены Немцовой. Немцова переработала сказку братьев Гримм в современном духе, предвосхитив тем самым творческие искания таких авторов, как, например, Нил Гейман.

«Три орешка для Золушки» были показаны в СССР в середине 70-х и вызвали огромный интерес у публики. Да, в Союзе было немало собственных замечательных сказок, но «Золушка» казалась чем-то необычным, невероятным и волшебным.

Фильм до сих пор смотрится на одном дыхании. В Чехии статус этой ленты примерно как у «Иронии судьбы» Рязанова — это народный фильм, который показывают в новогоднюю ночь.

«Четыре танкиста и собака» (1966)


«Четыре танкиста и собака». Картинка из свободного доступа. press.lv

Польское кино было безусловным лидером среди всех стран Восточного блока в СССР. Советские зрители обожали польские фильмы, сериалы, многие польские актеры становились звездами первой величины и в Союзе.

12 ноября 1966 года по советскому телевидению показали польский сериал «Четыре танкиста и собака». Это была настоящая бомба! Впервые произведение иностранного (хоть и дружеского) кинематографа по всем статьям разгромило по зрительскому интересу отечественную продукцию. Улицы советских городов буквально пустели во время показа новых серий «Танкистов». Повторить этот успех через несколько лет смогли лишь «Семнадцать мгновений весны».

Военно-приключенческий сериал, рассказывающий о боевых буднях неунывающих членов экипажа танка «Рыжий» и обаятельного пса Шарика навсегда полюбился советским зрителям. Прекрасно помнят бравых танкистов и в других бывших странах Восточного блока.

«Ва-банк» (1981)


Постер фильма «Ва-банк». Картинка из свободного доступа. itv.uz

За много лет до Гая Ричи и Мартина Макдонаха знаменитый польский режиссер Юлиуш Махульский снял криминальную комедию, которая по всем параметрам побивает и «Карты, деньги, два ствола» и «Залечь на дно в Брюгге».

«Ва-банк» — это подлинный шедевр кинематографа. Неудивительно, что в СССР фильм посмотрели миллионы зрителей, и он считается культовым в нашей стране.

Снятый в социалистической стране «Ва-Банк» было практически невозможно отличить от лучших образцов западного кинематографа. Режиссер немного схитрил, перенеся действие в довоенную Польшу: он понимал, что в реалиях социалистической республики ограбление банка, стрельба и драки будут выглядеть нелепо.

«Ва-Банк» получился остроумным, изящным, веселым и жизнеутверждающим. Этот фильм можно пересматривать бесконечное количество раз — не надоедает.

«Новые амазонки» (1983)


Кадр из фильма «Новые амазонки». Картинка из свободного доступа. funart.pro

Польская фантастическая комедия 1983 года в оригинале называлась по-другому — SeksMisja. Разумеется, советские чиновники не могли оставить такое вызывающее название. Помимо названия, в фильме содержалось немало весьма фривольных сцен — их вырезали, но даже то, что осталось, для советского зрителя было чем-то небывалым. Тем не менее, фильм Юлиуша Махульского вышел в отечественный прокат.

На «Новые амазонки» народ валил валом. У кинотеатров выстраивались длинные очереди, о том, есть ли у человека лишний билетик начинали спрашивать метров за сто от кинотеатра.

«Новые амазонки» — это далеко не такое простое и легкомысленное кино, как кажется. По сути дела, Юлиуш Махульский снял одну из первых антифеминистических антиутопий. Из более ранних можно вспомнить разве что голливудский постапокалипсис «Парень и его собака» (1974).

Но неизбалованному отечественному зрителю, особенно подросткам, «Амазонки» запомнились не критикой феминизма, а совсем другими вещами.

Вот такие фильмы из стран соцлагеря стали популярными в СССР. А какие фильмы из Польши, ГДР, Румынии, Чехословакии вам запомнились?