Они были ПЕРВЫМИ — самые-самые советские картины

Вы знаете, кто стал героем первого российского кинофильма? Это был бунтовщик Степан Разин. Короткометражку «Понизовская вольница» (или же «Стенька Разин») показали в октябре 1908 года. Её сняли в киноателье в Санкт-Петербурге под руководством Александра Дранкова, фотографа, а потом и кинооператора. А вот первый советский фильм – это вовсе не «Броненосец Потёмкин» Сергея Эйзенштейна, как сказали бы многие. «Броненосец» вышел в 1925, опередил его, как ни странно, фантастическая лента «Аэлита», снятая в 1924. Собственно, немая чёрно-белая «Аэлита» режиссёра Якова Протазанова с Юлией Солнцевой в главной роли, идущая почти два часа, и стала первым советским фильмом. А ещё в советском кинематографе было много чего первого.

Первый звуковой советский фильм

Соединить звук с изображением пытались ещё на заре кинематографа, но лишь в двадцатые годы прошлого века, когда техника развилась в достаточной мере, стало возможным сопровождать картинку на экране звуком. В СССР этим занимались изобретатели Александр Шорин и Павел Тагер. И вот в октябре 1929 года в Ленинграде открылся первый экспериментальный звуковой кинотеатр. Поначалу там демонстрировали записи концертов, а потом вышли картины «Земля жаждет» и «Одна».

«Земля жаждет» (1931) сначала создали немым, но в 1931 году добавили шумы и музыку, так что некое звуковое сопровождение в нём было, хотя полноценным его не назвать. Похожая история случилась и с фильмом «Одна» (1931): в первой версии он был немым, но потом в него добавили звук. В ленте было всего несколько реплик, которые произносила главная героиня, тем не менее, он считался звуковым. Стоит отметить, что здесь пробовал себя в качестве актёра Сергей Герасимов, а ещё на экране можно увидеть Янину Жеймо.

Но всё-таки «Земля жаждет» и «Одна» — это лишь предвестники звукового советского кино, а первым по-настоящему звуковым советским фильмом стала «Путёвка в жизнь», вышедшая летом 1931 года.


Кадр из фильма «Путёвка в жизнь»

Первый цветной советский фильм

Над созданием картин в цвете киношники тоже думали давно. В СССР эксперименты начались в тридцатые, когда на «Ленфильме» организовали сектор цветного кино. Принцип съёмки позаимствовали у фотографии: снимали на одну плёнку через три последовательно сменявшихся фильтра красного, зелёного и синего цветов. Но из-за этого при проецировании на экран вокруг изображения появлялся цветной ореол. Тогда кинематографисты придумали другой способ, при котором с трёх цветоделённых негативов печатали окончательное позитивное изображение. А ещё более продвинутым стал способ бипак, когда съёмка велась на две сложенные вместе плёнки. Именно так и была снята драма «Груня Корнакова» (она же «Соловей-Соловушко») в 1936 году. Изображение было двуцветным и по нынешним временам очень простым, но для того времени это был фурор.


Кадр из фильма «Груня Корнакова»

Первый широкоэкранный советский фильм

В послевоенные годы техника снова начала активно развиваться, тогда же заговорили о панорамной съёмке и панорамной проекции кинокартин. При обычной съёмке действие снимается одной камерой и демонстрируется через один проектор, при панорамной используется три камеры и три проектора. Конечно же, для этого требуется куда больше оборудования и куда более мощная техника, в том числе и в кинотеатрах. Главный минус таких фильмов – заметность стыков (пусть и изредка), и именно поэтому панорамное кино не стало так популярным. А вот альтернатива в виде широкоэкранного кино пришлась по вкусу зрителям. Оно снимается одной камерой, оборудованной насадкой, сужающей кадр, а демонстрируется на широком экране одним проектор, расширяющим изображение. В результате и создаётся эффект присутствия. Ну а первый советский фильм, который шёл на широком экране, — это сказка Александра Птушко «Илья Муромец» (1956).


Кадр из фильма «Илья Муромец»

Первый широкоформатный советский фильм

Широкоформатное кино – ещё один шаг вперёд. В нём также есть большой экран, но эффект присутствия усиливается за счёт стереозвука. Съёмка таких картин ведётся единственной камерой, но на более широкой плёнке, а звук записывается отдельно. При показе фильма динамики устанавливаются в кинозале, что способствует большему включению зрителей в действие. Первый широкоформатный советский фильм вышел в 1961 году, это была «Повесть пламенных лет». Кстати, сняла военную драму женщина, режиссёр Юлия Солнцева, супруга Александра Довженко.


Кадр из фильма «Повесть пламенных лет»