«Шанс» — великий советский фильм, который остался незаслуженно забытым

Кратко: Когда-то Битый спас от медведя инопланетян, за что получил от них в знак благодарности волшебный эликсир молодости. Солидные люди, хлебнув эликсир, помолодели на несколько десятилетий. Некоторых это привело в восторг — появилось желание любить, творить, жить. Однако происшедшее устроило далеко не всех. Кое-кому нежданная молодость доставила много житейских осложнений… Бывают люди, которым дарованная молодость не нужна. Ни к чему она им, они уже с юных лет внутри состарились. И нечего им со второй молодостью делать. А другие всегда молоды, сколько бы лет ни прожили.

Буквально всю жизнь киногероев превернул вверх дном, явившись в маленький симпатичный городок Великий Гусляр, некто Алмаз Битый, старик с косматыми бровями и запутанной исторической биографией — бывший казак, ходивший еще со Степаном Разиным в турецкие земли, общавшийся с инопланетянами, получивший как раз от них элексир молодости, который помог проятнуть ему не одну и не две сотни лет. Беспокойный старец! Ведь жила же тихо и благочинно в Великом Гусляре его давняя неперстница Милица Федоровны, бывшая персидская княжна, вспоминала о былом, смотрела в зеркальце и рассказывала пионерам, ка коднажды она танцевала на балу с самим Александром Сергеевичем Пушкиным. Алмаз же Битый явился в Великий Гусляр для того, чтобы достать из тайника заветный элексир и еще разок хлебнуть из вечного родника молодости. Дело, конечно, хозяйское. Но смутил он умы многих. Уговорил выпить живую воду и древнюю Милицу, и пожилую учительницу Елену Сергеевну, и начальника стройконторы Корнелия Удалова, и несостоявшегося ученого Александра Грубина, и директрису гастронома Ванду Савич вместе с ее плешивым мужем-провизором. У всех этих людей появился небывалый шанс — вернуть молодость, красоту, надежды!

Не все в этой истории похоже на чистую правду. Жанр фантастической комедии не требует основательных научных гипотез. Все, что здесь нужно,- это остроумная мысль, легкокрылая фантазия, свободное переплетение будничного и невероятного. Скажем, инопланетянин, приземлившийся в элегантном «летающем блюдце» посреди сибирской тайги, не произведет на нас сколько-нибудь солидного впечатления. Он не передвигается на щупальцах, не изрыгает из себя лазерных лучей. Это обыкновенный, симпатичный парнишка. Смотрит на нас огромными глазами, хлопает длиннющими ресницами. Вот только говорит по-русски, а рта не раскрывает. Телепатией это называется.

…Радостно, светло и по-особенному свеже утро, когда жители Великого Гусляра проснулись молодыми. Бесследно канул груз лет. Сверкают юным огнем глаза, румянец жарко пламенит щеки, юношеские вихры скрыли вчерашнюю унылую лысину. Как прекрасна молодость! И вдвойне прекрасна молодость возвращенная. Увы, для того, чтобы создать на экране этот эффект, авторам пришлось каждому из актеров подобрать юного «двойника». И они, действительно, очень похожи, эти пары, явившиеся нашему взору: почтенная зрелость и юность, оказавшиеся в одной кпряжке.

Но комедия есть комедия. И возвращение в молодость не обходится без курьезов. Например начальник стройконторы Удалов, учуяв в «элексире молодости» присутствие спирта, хватил лишку. И вот страшный итог: Корнелий превратился в… мальчика!

Так возникают в картине парадоксальные ситуации, когда чудесный дар молодости воздвигает перед героями целый частокол непредвиденных трудностей. Право же, порой кажется,, что Фаусту было легче остановить прекрасное мгновение, чем иным жителям Великого Гусляра задержать суетный бег жизни. К чему бы это? Что хотят сказать нам авторы?

Да, молодость прекрасна! Но как воспользоваться ею, если душа твоя не молода, заскорузла, если даже на резвых ногах ты, подобно улитке, влачишь на себе груз нажитого? К счастью, не для всех персонажей фильма молодость обернется неприятностью. Нет, мы увидим и счастливых героев, для которых она — бесценный дар и кружащее голову счастье!.. Авторы, проведя нас сквозь круг невероятных приключений, с помощью фантазии и эффектных превращений, показав нам реально, осязаемо, плотски вернувшуюся к героям молодость, призывают задуматься над сущностью этой поры жизни, над сущностью жизни вообще.

Как и на что мы тратим молодость? Способна ли она сохраняться в нас? Умеем ли мы начинать жизнь сначала?..

Кадр из фильма «Шанс» взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.

Кадр из фильма «Шанс» взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.

Кадр из фильма «Шанс» взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.

Кадр из фильма «Шанс» взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.

Кадр из фильма «Шанс» взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.

Кадр из фильма «Шанс» взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.

Кадр из фильма «Шанс» взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.

Кадр из фильма «Шанс» взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.

Кадр из фильма «Шанс» взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.

Кадр из фильма «Шанс» взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.

Кадр из фильма «Шанс» взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.

Кадр из фильма «Шанс» взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.