Самый смелый эксперимент компании Disney, который чуть не похоронил великую компанию

Приветствую! Никто не застрахован от ошибок. Даже такая гигантская корпорация, как Дисней. Являясь фактически монополистом в сфере анимации, они практически не допускали просчётов. До середины 1980-х. Когда к выходу готовился «Чёрный котёл», едва не потопивший компанию. Почему это произошло? Сейчас расскажу. Точнее напишу. А меня зовут Станислав. Вы читаете блог Музтальгия. И значит – будет интересно!

Решив, что они способны на нечто иное, кроме как выпускать мульты про поющих и пляшущих мышей, в недрах корпорации родилась идея создать тёмное фэнтези. Для этого в 1971-м и были приобретены права на серию книг Ллойда Александера «Хроники Придейна». Планировалось, что будущий шедевр будет рассчитан не на детей, а на подростков. А значит в повествование можно даже мрачности нагнать. В меру конечно. И новая аудитория падёт к ногам Диснеевцев. Только вот реальность оказалась намного более колючей и непролазной, чем они могли предположить.

С самого начала проект угодил в производственный ад. Руководить производством мультфильма отрядили четырёх (!) режиссёров. У каждого были свои мысли и видение – как лучше развивать историю. И каждый начал тянуть одеяло в свою сторону. Множество сюжетных линий и персонажей только добавляли головной боли. И процесс, стартовавший ещё в 1970-х, затянулся. Дату выхода приходилось постоянно отодвигать. Сначала на 1980-й, затем на Рождественские праздники 84-го.

После нескольких лет мучений, в начале 80-х, увидев, что воз и ныне там, руководители студии поменяли продюсера. Новый руководитель проекта решил, что созданные ранее сцены слишком комедийны и очень похожи на стандартное Диснеевское мыло и захотел их полностью изменить. То есть – всё пришлось начинать едва ли не с нуля! И очередная даты премьеры снова переехала – в этот раз на лето 85-го.

Многочисленные изменения вносили разлад и в работу аниматоров, которые далеко не всегда понимали – что именно им нужно рисовать? Из-за творческих разногласий их состав (в самом первом, кстати, работал ещё совсем молодой Тим Бёртон) претерпел существенные изменения. Дизайн персонажей также постоянно видоизменялся. Стараясь охватить побольше материала – многие сцены из книг были выброшены. Из-за чего существенно пострадал сюжет. Из-за всех переделок бюджет анимационного фильма раздулся до $44 млн. Цифра для того времени невероятная.

Пройдя все ступени ада мультфильм всё-таки выпустили. И на тестовых показах… он был разбит в пух и прах. Подростки посчитали получившееся довольно скучным и рассчитанным на детей. Мнение родителей оказалось противоположным – они сочли происходящее слишком жутким и неуместным. Тогда председатель совета директоров корпорации захотел спасти положение и приказал всё перемонтировать. Несмотря на громкие возражения продюсера, это всё-таки сделали. Заодно сократив мульт на 12 минут. Эта версия и отправилась в кинотеатры. Где смогла собрать аж… $21 млн.

А практически фаталити Диснею нанёс Дон Блут – бывший аниматор студии, уже под крылом Стивена Спилберга и основанной им Amblin Entertainment, создаёт «An American Tail». Он разрывает прокат и становится первым анимационным суперхитом, который выпустили не Disney.

Мультфильм, который предполагался стать новой «Белоснежкой», ни только не принёс прибыли, но и поставил под сомнение деятельность всего анимационного отдела студии. Как итог – он был заметно сокращён. Руководители поняли, что откусили кусок больший, чем были в состоянии проглотить. На будущих экспериментах поставили жирный крест. В компании начинался кризис, который продлится до самого конца 1980-х…

Поделитесь своим мнением об этой истории.