Правки в сценарий, без которых не получилось бы великих шедевров советского кино

Знаете, а один из самых любимых зрителями фильмов «Москва слезам не верит» никогда не получил бы никакого «Оскара», будь Владимир Меньшов обыкновенным бесхарактерным кинопроизводственником. В наше время, утверждённые на съёмки режиссёры, быстренько отрабатывают полученный сценарий, а дальше хоть «трава не расти». А будешь чего-то там выдумывать, так больше и не возьмут на серьёзный, денежный проект. Так вот, изучив первоначальную историю, Владимир Валентинович отправился к автору Валентину Черныху с просьбой переписать своё детище с учётом предполагаемых поправок. На что ранимый, самолюбивый сценарист ответил, мол, тебе Владимир это надо, ты и переписывай. Более полугода Меньшов корпел над обновлённой версией фильма, забросив все дела, пока не изменил более 70% от исходного материала. Но в титрах к этой оскароносной комедии, в разделе «автор сценария», покоится одна единственная фамилия. И конечно, в связи с рекордным прокатным успехом картины, её удачливый сценарист получил роскошную премию.

Гораздо сложнее пришлось в 1962 году, тогда ещё молодому Эльдару Рязанову, когда ему поручили снять заметное кино к 200-летию Бородинского сражения. Решив для сценария использовать стихотворную пьесу некого драматурга Александра Гладкова, под названием «Давным-давно», он и встретился с одарённым поэтом, чтобы попросить того дописать необходимые для продолжительного фильма дополнительные главы. Не слишком обрадованный такому предложению автор попытался сослаться на недюжинную занятость, но упорный Эльдар Александрович всё же настоял на своём. Получив уверения в том, что вскоре сценарий будет дописан, Рязанов с лёгким сердцем отправился на выбор натуры. Но прошёл месяц, а никаких подвижек от Гладкова так и не произошло. С трудом отыскав поэта на какой-то даче, режиссёр просто умолял его завершить обещанное. Снова получив уверение, что это вопрос лишь двух недель, Эльдар Александрович, стал ждать. Когда, спустя 20 дней никакого ответа не последовало, Рязанов, которого уже безумно поджимали сроки, вновь бросился на поиски, довольно странно ведущего себя, автора. Но оказалось, что тот надолго уехал в другой город и найти его просто невозможно.

Тогда, подумав, с молодости балующийся совсем даже не плохими рифмами Эльдар, решил самолично дописать отсутствующие диалоги и необходимые яркие сценарные ходы. И это, к счастью, у него блестяще получилось. Много позже выяснилось, что товарищ А. Гладков в довоенные годы побывал за решёткой и там, каким-то образом, ему и досталась знаменитая пьеса. Поэтому-то он и не мог дописать необходимые для комедии строки, и всеми способами увиливал от необходимости это делать. Но в титрах на первом месте, конечно же, стоит его фамилия. Только Эльдар Александрович, в отличие от Меньшова, также поставил своё имя, как со-сценарист.


«Семнадцать мгновений весны»

Не менее основательная работа со сценарием предстояла и требовательной Татьяне Лиозновой, решившейся снимать многосерийную картину про нашего разведчика. Исходный материал был сочинён Юлианом Семёновым ещё в 1968 году. Несколько раз перечитав написанное, Татьяна Михайловна позвонила знаменитому писателю с целью различных внесений в развитие сюжета. На последовавший отказ эта решительная женщина сама засела за его переделку. В итоге её самоотверженной литературной работы 11 августа 1973 года на экраны и вышел 12-серийный шедевр, «Семнадцать мгновений весны». Но единственным автором сценария был утверждён, конечно же, честолюбивый Юлиан Семёнов. После заслуженного успеха картины, великой Лиозновой теперь было совсем не до дополнительной славы. Отныне она навсегда осталась создателем грандиозного фильма, который будет смотреть ещё не одно поколение благодарных зрителей.