Почему современные спецэффекты выглядят порой в разы хуже старых?

Надевайте потные 3D-очки, сейчас куски фильма будут лететь вам в лицо! Смотришь в кино свежий блокбастер, и сразу думаешь: это всё нарисовано. А поверх нарисованного ещё сотня слоёв нарисованного. И всё это светится, отражается, переливается, размазывается, мерцает, бликует и так далее. Очень эффектно и ярко, оторваться невозможно. Но как только фильм кончился, вспомнить толком нечего. Ну там, знаешь, взрывалось всё, скрежетало, орало и бегало. Ничего непонятно, но очень интересно.

А потом приходишь домой, включаешь на своём небольшом экране какой-нибудь старый фильм вроде «Бегущего по лезвию», «Чужого» или «Властелина колец». И просто не можешь оторваться. Хотя там ничего не полыхает, не искрится и не пытается запустить в тебя каким-нибудь обломком скалы. Как так получается? Поговорим о световых мечах.

Что вы с ними сделали?

Есть такой режиссёр Джей Джей Абрамс. Я его очень люблю за сериал LOST и фильм «Супер 8». Но он умудрился убить две франшизы. Я всё детство смотрел старые эпизоды «Звёздных войн». На крохотном квадратном телевизоре, который был меньше видеомагнитофона. И это выглядело бесподобно. Постановка битв на световых мечах там хромает, но сами мечи – это же был настоящий фурор! Эффекты, звуки, атмосфера… А потом, в 2015 году я пошёл в кино на долгожданный 7 эпизод. Настоящее событие! И когда в фильме появился световой меч, первой моей мыслью было не «уау, здорово!», а «что вы наделали?».


Кадр из фильма «Звёздные войны: Пробуждение силы». Режиссёр – Джей Джей Абрамс

Такое ощущение, что из $245 миллионов Абрамс чуть ли не половину потратил на эффекты оружия. Ладно ещё нестандартный меч Кайло Рэна. Но даже когда Рэй достаёт самый обычный световой меч, возникает ощущение, что на экране взорвалась сверхновая звезда. Всё вокруг начинает светиться синим и отражаться в поверхностях. Снег синий, Рэй синяя, и теперь мы знаем, что она вся вспотела. Она как будто не оружие в руках держит, а светящуюся палочку, которой машут в аэропорту, чтобы указать самолёту, где садиться. Не хватает только Брюса Уиллиса из второго «Крепкого орешка» и террористов неподалёку.


Кадр из фильма «Звёздный путь». Режиссёр – Джей Джей Абрамс

Одна из моих любимых франшиз – «Звёздный путь». Я пока не всё видел, но как минимум до середины 90-х эта серия фильмов и сериалов была прекрасна своими декорациями и спецэффектами. Потом Абрамс сделал перезагрузку. И Стар Трек превратился в фантастический боевик. Там всё взрывается каждые 10 минут. Через экран бегают дикие блики, свет постоянно бьёт в лицо, мешая смотреть кино (см. выше). Зачем этот мусор? Чтобы легче было переварить. Чем больше на экране динамики, тем легче удержать внимание. Вот только если раньше динамику создавали детальной проработкой кадра, то теперь это делается при помощи готовых эффектов в монтажной программе. Скачайте, попробуйте. Разберётесь за 5 минут.

Взрывайте всё к чертям!


Источник: Boss Hunting

А сколько бесполезных ремейков/сиквелов мы видели? «Вспомнить всё» с Колином Фарреллом. Недавний «Мортал Комбат». «День независимости: Возрождение» и так далее. Всё это превратилось в фильмы со взрывами. Франшиза «Форсаж», которая была про гонки, стала фантастическим боевиком. Теперь команда Доминика Торетто собирается лететь в космос. Просто на Земле они уже налетались, спрыгивая с бомбардировщиков на машинах и приземляясь на танки, а оттуда прямиком на подводные лодки – теперь нужно что-нибудь позрелищнее. Вообще-то Джеймс Бонд уже в 1979 году слетал в космос («Лунный гонщик«), но он хотя бы изначально был шпионом-супермэном, а не бандитом на тюнингованной тачке.


Кадр из фильма «Интерстеллар». Режиссёр – Кристофер Нолан

И прежде, чем перейду к сути, надо сказать, что в наше время есть и хорошие фильмы. Фильмы Нолана с точки зрения спецэффектов – прекрасны. «Мандалорец» от Диснея удивил проработкой декораций. «К звёздам», «В тени луны», «Бегущий по лезвию 2049», и «Грань будущего» – это образцовая фантастика. Но таких картин становится всё меньше, а шлака вроде «Трансформеров» – всё больше. Есть масса других примеров, и я уверен, что вы легко продолжите список. Но поговорим теперь о том, как делали спецэффекты раньше и почему они выглядят лучше.

Мы построили этот фильм



Кадр со съёмок «Бегущего по лезвию». Источник: Sunset Boulevard / Corbis via Getty Images

Посмотрите на этот снимок и осознайте, что это всё сделано вручную. То, что вы видите в начале культового фильма «Бегущий по лезвию» – это адский труд людей, которые нарисовали всё на бумаге, затем заказали необходимые материалы, построили своими руками, раскрасили, провели внутрь тысячи диодов, расставили вокруг свет… А затем сняли всё это так, что у вас возникает полное ощущение реализма. Теперь листните вправо, и увидите кадр из фильма с той же пирамидой.



Источник: Pinterest

А это Джордж Лукас на фоне всех моделек и роботов из старых фильмов. Фото можно рассматривать бесконечно. Листните вправо, и там будет фотография Йоды – куклы-робота, которого также создавали долгим кропотливым трудом. Можете представить, сколько времени было потрачено на то, чтобы всё это создать? Какие мастера это делали, и какой фантазией они обладали? В эпоху, когда компьютеров с их дорогими эффектами, ещё не было. А как вам этот снимок со съёмочной площадки первого «Чужого» (1979 год)? Уберите людей, и получится готовый кадр фильма.


Источник: Twitter

Можно продолжать долго. Суть в том, что раньше создателям фильмов приходилось выкручиваться и в рамках крохотных бюджетов делать невозможное. «Бегущий по лезвию» стоил $28 миллионов. «Чужой» и первая часть «Звёздных войн» – по $11 миллионов. Терминатор – $6,5 миллионов. Зато сейчас бюджет среднестатистического блокбастера составляет около $200-300 миллионов (даже с учётом инфляции это будет в 3-4 раза больше денег, чем раньше). И хочется спросить: если денег стало больше, почему спецэффекты стали хуже? Где реализм? Где проработка деталей? Есть ответ! Все деньги ушли на взрывы и мастеров по компьютерным эффектам. Они делают фильмы очень красочными, но после просмотра вы забываете о них на следующий день.


Кадр из фильма «2001 год: Космическая одиссея». Режиссёр – Стэнли Кубрик

Почти никто больше на запаривается. Не строит реальные декорации. А если строит, то они получаются такими, что вы их просто не запоминаете. Потому что слишком много сил вкладывается в зрелищность и слишком мало – в создание атмосферы, которая заставит вас на два часа погрузиться в другую вселенную. А именно этим хорошая фантастика и берёт. Не фейерверками в стиле Майкла Бэя, а ощущением, что вы там, среди этих персонажей, и вам хочется узнать всё о них и о том мире, в который они попали. Добавить, в общем, нечего.