«А зори здесь тихие». Почему Ольга Остроумова и другие актрисы, сыгравшие в фильме согласились снятья в той самой сцене в бане?


«Этот фильм – благодарность женщинам, которые пошли на войну, В Великую Отечественную в Советской армии было 300 тысяч доброволок по 17-18 лет. Одной из них я обязан жизнью».
Станислав Ростоцкий

Дубно, 11 февраля 1944 год. Сражение 29 кавалерийского полка. Медсестра с силой отнимает у раненого советского солдата пистолет, которым тот собирался застрелиться. По нем минуту назад проехался танк.

Медсестра недолго думая, поднимает раненого на свои хрупкие плечи и направляется к госпиталю. Дорога длинная… До базы 2 километра пути. Солдат – без сознания.

В тот день девушка даже не догадывалась, что несет на себе будущего великого режиссера Станислава Ростоцкого. Она даже не была уверена, жив ли боевой товарищ.

Но он выжил, потерял ногу, но выжил. Поступил в режиссерский факультет ВГИКа. И спустя 28 лет солдат посвятил ей, своей спасительнице, фильм «А зори здесь тихие».

«На фронте её звали Аня Чегунова, потом она стала носить фамилию мужа – Бекетова, – рассказывал режиссёр. – Она не видела картину «…А зори здесь тихие» – к тому времени уже ослепла. Я привёз её на студию и во время показа рассказывал, что происходило на экране. Таким образом она сумела фильм «посмотреть». Аня знала, что я в огромной степени снимал этот фильм как благодарность ей и как благодарность всем тем женщинам, которые помогли многим бойцам остаться в живых».

Здравствуйте, дорогие читатели, с вами «Красный журнал» и вы теперь знаете имя той женщины, без которой не было бы «зорей….» — одной из самых любимых кинолент советских и постсоветских зрителей, посвященных теме ВОВ.

На всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате 1973 году «А зори здесь тихие» удостоились первого места. В том же году фильм был номинирован на премию «Оскар» в категории лучший фильм на иностранном языке, но тогда победителем стал фильм Луиса Бунюэля «Скромное обаяние буржуазии».
На советские экраны фильм вышел в 1972. Его посмотрели около 66 млн. телезрителей. По результатам опроса журнала «Советский экран», «А зори здесь тихие» стали лучшим фильмом 1972 года.

Но не таким уж гладким оказался путь фильма до советских экранов. Виновницей шумихи стала та самая сцена в бане. Киношники того времени кадры посчитали аморальными, противоречащими советскому воспитанию.


та самая сцена в бане из фильма «А зори здесь тихие»

В итоге откровенные сцены вырезали с телевизионной версии. Но Ростоцкий сумел доказать суровым кинокритикам, что эта сцена вовсе не для развлечения телезрителей.

Хотя, что такое убедить кинокритиков по сравнению с тем, сколько усилий, уговоров и аргументов понадобились неунывающему режиссеру убедить молоденьких актрис-дебютанток сняться в чем мать родила!!!

Пусть снимаются дублерши! – твердили в один голос все девушки.

Режиссер, честный и добросовестный, пригласил дублерш – натурщиц из художественной школы. Но те и близко не подходили на роль зенитчиц и выглядели в кадре неестественно.

Тогда Ростоцкий собрал всех девушек и сказал:

Девочки, мне надо показать, куда падают фашистские пули. Не в
мужские тела, а в прекрасные женские, которым не место в войне.
Изящное женское тело – это контраст с жестокостью войны. Оно должно рожать и принести миру красоту и любовь, а не стать жертвой страшной войны.

Девушки сдались под тяжестью столь твердых аргументов, и вот почему согласились сняться в банной сцене, но только с условием, что на съемочной площадке над сценой работать будут только женщины:

«Да, девчонки, никто вас не увидит, построим три стены и пленкой закроем четвертую. А для камеры будет дырочка», — заверил режиссер.

Только спустя много лет, в новом тысячелетии Ольга Остроумова, исполнившая роль Жени Комельковой, с ностальгической улыбкой будет вспоминать

Да, над банной сценой работали практически одни женщины. Мы были изолированы от мужских взглядов…Но мы, дуры, даже не подумали, что потом вся страна будет на нас смотреть…»

Тем не менее сцену сняли, а девушки остались довольны отснятым материалом и о своем решении ни разу не пожалели…

Так советский кинематограф получил одну из самых прекрасных эпизодов в кино.