Путь от Василия Тёркина до почтальона Печкина – непростая судьба народного любимца Бориса Новикова

Этот артист всю жизнь излучал позитив и для всех было загадкой – откуда же он его брал в таком количестве? Ведь его жизнь была наполнена драматизмом и даже трагическими событиями. Но актёр никогда не унывал, с юмором относился даже к непростым жизненным ситуациям, и именно такие кинообразы у него получались удивительно естественными и яркими.

Его молодость прошла на войне, потом учёба в театральной студии Юрия Завадского и сложный отношения с самим Завадским, который был главным режиссером театра имени Моссовета, и в труппе которого Новиков начал свою актёрскую карьеру.

Через несколько лет Борис Новиков триумфально исполнил на театральной сцене роль Тёркина, когда на премьере в зале от восторга расплакался сам Твардовский. По его инициативе молодого актёра выдвинули на Ленинскую премию, но категорически против этого выступил Юрий Завадский. Главный режиссер театра заявил, что в труппе есть более достойные артисты, которых еще на награждали, а тут какой-то молодой выскочка — и сразу премия!


В спектакле «Василий Тёркин» на сцене театра имени Моссовета

К слову, в те годы Ленинская премия соответствовала примерно десятилетнему заработку простого советского служащего. Обычно вместе с премией лауреат получал внеочередное право купить личный автомобиль в обход многолетней очереди. Поэтому получить премию было не только почётно, но и материально очень привлекательно.


«Приключения Толи Клюквина» (1964)

Но государственную премию Новиков так и не получил, а жизнь в театре стала почти невозможной – коллеги всячески выживали его из театра. То кто-то отпорет пуговицы на сценическом костюме, то намочат его ботинки, и он в мороз вынужден был идти домой в мокрой обуви. Он почти перестал получать роли от главного режиссера, но нет худа без добра, поэтому он стал больше времени уделять кинематографу. Благо, что приглашения в кино актёр получал регулярно.


«Испытательный срок» (1960)

Он снимался в трёх-четырёх фильмах в год и в итоге решил совсем бросить театральную сцену. Но это сделать ему не дал Валентин Плучек, который, узнав о его сложных отношениях в театре Моссовета, пригласил его в свой театр сатиры. И Борис Кузьмич прослужил в этом театре почти десять лет до 1972 года, пока из-за болезни совсем не оставил театральную сцену. Но в кино он продолжал сниматься почти до самой смерти.


«Выстрел» (1966)

В те годы у Бориса Кузьмича случилась главная трагедия семейной жизни. Его единственный сын, который появился в многолетнем браке с актрисой ТЮЗа Надеждой Климович, и который подавал неплохие надежды и уже учился в институте, вдруг заболел тяжелым психическим расстройством. Заболевание быстро прогрессировало, и вскоре молодой парень получил инвалидность и совсем утратил возможность жить самостоятельно. Родители были вынуждены ухаживать за ним, как за маленьким ребёнком, а его психическое состояние ухудшалось всё больше и больше.


«Семь стариков и одна девушка» (1968)

Беда сына стала самой большой болью актёра, которую он нёс до своей смерти. Но при этом, в этот же период Новиковым были сыграны его лучшие комедийные роли. Возможно, таким образом он пытался уйти от семейных проблем и забыться на съемочной площадке.


«Белые росы» (1983)

Но он не только снимался в кино, но и с удовольствием озвучивал мультперсонажей. Необычный тембр и особая манера разговора привлекали создателей мультфильмов, поэтому его голосом говорят около сорока мультипликационных героев, в том числе и знаменитый почтальон Печкин из цикла мультфильмов «Трое из Простоквашино». Более того, по утверждению режиссера Владимира Попова, некоторые фразы Печкина придумал сам Новиков, например: «…у нас зимой в кедах даже студенты не ходят…», или «Их надо в поликлинику сдать! Для опытов».


«Возвращение «Броненосца» (1996)

Новикова не стало в 1997 году. 72-летнего актёра похоронили тихо и очень скромно. На похоронах было всего шесть человек, а гроб до могилы помогал нести водитель похоронного пазика. В те годы о живых актёрах никто не беспокоился, что уж говорить о мёртвых.

Лишь в начале двухтысячных могилу актёра на Даниловском кладбище привели более-менее в порядок. В основном этим занимался Леонид Ярмольник, который по мере возможности помогал актёру в его трудные годы и не забыл о нём после смерти.

По данным администрации этого московского кладбища, на могилу актёра уже более двадцати лет почти ежедневно приходят посетители, поэтому на его могиле всегда лежат живые цветы.