Малоизвестные картины советского кинематографа, которые были строго настрого запрещены к показу

В СССР за пропаганду аморального облика и образа жизни были запрещены многие иностранные фильмы. Но многие не знают, что по ряду других причин были запрещены и советские киноленты. Давайте посмотрим, кого в свое время «банили» на советском экране.


Кадр из фильма «Иван Грозный»

Полочное кино – так называли фильмы, которые в свое время или не вышли совсем в советский прокат, или были разрешены к показу в республиканском прокате, или вышли, но были изьяты из проката.

Среди этих запрещенных фильмов многие до наших дней не сохранились вообще (это фильмы 20-30-х годов), какие-то были уничтожены намеренно, другие после времени забвения были допущены к показу и просмотру советскими зрителями.

«Иван Грозный» — 1945 год


Кадр из фильма «Иван Грозный»

Знаменитый фильм режиссера Сергея Эйзенштейна, последний в его карьере. Он был выпущен в 1945 году и даже вышел в показ в советских кинотеатрах, но позже был изъят из проката.

Фильм был целиком черно-белым. Единственная цветная серия относится ко второму фильму, который вышел в 1958 году и был снят уже не Эйзенштейном.

Костюм Ивана Грозного в фильме Иван Васильевич меняет профессию» — реквизит из фильма Эйзенштейна.
Вся еда в фильме смазывалась керосином, чтобы ее не поели – сьемки проходили во времена ВОВ.

Идея снять фильм про русского царя пришла в голову Иосифу Сталину. Именно он поручил заняться сьемками, назначив ответственным за проведение председателя Комитета по делам кинематографа Ивана Большакова. Большаков требовал снимать без выходных и перерывов.

После выхода в прокат «Иван Грозный» получил Сталинскую премию 1 степени. А вторая часть фильма была не допущена к сьемкам, первая позже изъята из проката – по некоторым данным, Сталин счел происходящее в фильме похожим на собственное правление.

«Сердца четырех» — 1941 год


Кадр из фильма «Сердца четырех»

Картина киностудии «Мосфильм» 1941 года режиссера Константина Юдина. Это классический водевиль, действие которого разворачивается около жизни двух сестер Мурашовых. Галя – доцент математики, строгая и спокойная. Шура – студентка, веселая и взбалмошная.

Все события происходят в довоенной Москве и на даче, куда сестры отправились каждая по своему умыслу. В процессе сюжета каждая попадает во множество нестандартных и комичных ситуаций, но в итоге обретает женское счастье.

Монтаж фильма был завершен практически перед началом ВОВ. В прокат ленту не пустили, так как один из персонажей «Сердца четырех» — командир Красной Армии, в фильме всего лишь комичный персонаж. На фоне развивающихся событий в стране такую ленту сочли неуместной.

«Сердца четырех» пролежали на полке «Мосфильма» три года, в 1944 году, когда стало ясно, что победа за нами, ленту показали в советских кинотеатрах.

«Огни Баку» — 1950 год

Советский фильм 1950 года, снятый Бакинской киностудией. Картина не была выпущена не только в советский, не была допущена и республиканскому прокату. Первоначальные причины отказа в прокате до сих пор неизвестны.

Основной сюжет картины – развитие в Азербайджане нефтяной промышленности. Режиссер картины по своей задумке хотел показать труд нефтяников и роль в экономической мощи СССР.

Во время «хрущевской оттепели» «Огни Баку» показали в ограниченном прокате на советских экранах. Фильм правда перекроили – убрали из него Берию. А в 1968 году перекроили еще раз и убрали Сталина.

«Комиссар» — 1967 год

Фильм Киностудии им.Горького, снятый режиссером Александром Аскольдовым по мотивам рассказа «В городе Бердичеве» Василия Гроссмана. Фильм с сильным актерским составом (Нонна Мордюкова, Василий Шукшин, Ролан Быков) был не выпущен в советский прокат, хотя лицензию изначально получил.

По сюжету события происходят в Гражданскую войну. Комиссар Красной Армии (Нонна Мордюкова) – женщина самостоятельная и суровая, но неожиданная беременность выбивает у ее почву из-под ног.

Согласно партийной линии в фильме должна быть показана мощь Красной Армии и ее величие, а Аскольдов показал жизнь женщины и человеческую драму. Такая трактовка руководство не устроила. Сергею Герасимову было поручено смыть все негативы фильма, но он проигнорировал это указание.

Режиссер «Комиссара» Аскольдов был уволен со штампом «профессионально непригоден», лишен возможности работать по профессии и исключен из партии. «Комиссар» вышел из забвения только через 20 лет – в 1988 году его показали на Московском кинофестивале.

«Долгие проводы» — 1971 год

Фильм режиссера Киры Муратовой, снятый Одесской киностудией. События показывают жизнь женщины Евгении, которая долгие годы ставила перед собой лишь одну цель – воспитание и жизнь единственного сына Александра. Но Саша вырос и теперь Евгения должна как-то наладить свою жизнь.

Фильм сначала получил прокатную лицензию, но после монтажа и просмотра был отложен на полку и причины неизвестны. Его показали только в 1987 году.

«Только три ночи» — 1969 год

Фильм режиссера Егиазарова, снятый по рассказу Борщаговского «Ночь».

В одной из деревень живет Люба вместе с матерью и сыном, супруг женщины погиб на войне. В эту деревню приезжает мужчина по имени Николай. Он заменяет заболевшего киномеханика и привозит с собой картину «В джазе только девушки». Николай случайно встречает в деревне Любу. Когда-то, давным давно они были вместе, но расстались. Чувства снова вспыхивают, но дома Николая ждет беременная жена.

Сразу после сьемок фильм был запрещен к прокату и показан только в 1989 году.

Бытует мнение, что в СССР запрещали множество фильмов. Однако это далеко не так. Многие считают, что фильмы, оказавшиеся на полке, правильно сделали, что запретили. Ничего интересного в них нет.