Кто сыграл роль старушки Куделихи в фильме Шукшина «Калина красная» и почему эпизод с ней снимали одним единственным дублем

Кто смотрел этот фильм Василия Шукшина, помнят старушку Куделиху, которая по сценарию картины является матерью главного героя Егора Прокудина. Её рассказ о своей судьбе и о потере сыновей пронизывает зрителей до глубины души своей искренностью и трагизмом.

Первоначально Шукшин планировал снять в этом эпизоде известную актрису Веру Марецкую, для которой был написан текст о тяжёлой судьбе сельской женщины, которая потеряла на войне мужа и старших сыновей, но осталась с младшим сыном Егором. Правда, недоглядела за ним — он связался с плохими людьми и попал в тюрьму. Но после освобождения вернуться в родной дом не успел, так как опять что-то натворил, и его опять осудили. И вот прошли годы, и она уже не знает — где он теперь, и жив ли он вообще?

Примерно такой текст героиня Веры Марецкой должна была рассказать Любе Байкаловой в исполнении Лидии Федосеевой-Шукшиной. Но в те годы Вера Петровна Марецкая уже тяжело болела, так как в 1971 году у неё диагностировали рак груди. Она вначале дала добро на съёмки, но потом всё же отказалась.

Шукшин уже начал подбирать другую исполнительницу, когда ему кто-то из местных подсказал, что в соседней деревне живёт одинокая старушка именно с такой судьбой, как у него в сценарии. Причем с полным совпадением истории – муж и старшие сыновья погибли на войне, а младший пошёл по косой дорожке, попал в тюрьму и пропал уже много лет назад.

Шукшин съездил к этой старушке и через пять минут разговора с ней понял, что это настоящий подарок судьбы! У женщины было старинное русское имя Афимья (по паспорту Офимья, но в деревне её звали Ефимия), а родилась она еще в 1892 году. Но, несмотря на солидный возраст, была вполне адекватной и рассудительной женщиной.

Василий Макарович договорился с ней, что через несколько дней приедет с товарищами, чтобы на камеру записать её рассказ о своей жизни. Вначале она удивилась, мол, зачем кому-то понадобилась её история? Василий Макарович объяснил, что снимает фильм о сельских жителях, и что эту историю он хочет вставить в свою картину. При этом он сказал, что фильм будут показывать по всей стране и, возможно, сын увидит его и тогда наверняка приедет. Эта мысль понравилась старушке, и она согласилась.

Но съёмки проходили сложно. Афимья не ожидала, что приедет столько людей с оборудованием и прожекторами, поэтому нужный Шукшину рассказ у женщины не получался. Тогда он убрал всех из избы и оставил, кроме себя и Лидии, только одного оператора с небольшой камерой. Другую стационарную камеру поставили во дворе, и сцену с Афимьей снимали на удалении через отрытое настежь окно.

Старушка немного успокоилась и стала рассказывать Федосеевой-Шукшиной о своей жизни, как и договаривались. А Лидии удалось завязать с ней настоящий душевный диалог и своими вопросами направлять беседу в нужном русле. Шукшин понимал, что второго дубля у него не будет, поэтому всех строго предупредил, чтобы сбоев в работе камер не было.

В итоге рассказ в кадре получился как надо. Удалось снять почти получасовую беседу Лидии с Афимьей, а позже при монтаже уже выбрали лучшие моменты и связали их вместе примерно в трёхминутный эпизод рассказа Куделихи о своей жизни. К сожалению, худсовету кое-что не понравилось в этом рассказе и эпизод с матерью главного героя пришлось сократить до двух минут. Тем не менее, эта сцена получилась в фильме одной из самых пронзительных, и многие зрители думали, что её сыграла очень хорошая возрастная актриса.

Сегодня уже неизвестно, помог ли фильм «Калина красная» в поисках её настоящего сына и дождалась ли она его? Но, точно известно, что прожила Афимья на свете чуть больше, чем сам Шукшин. Василия Шукшина не стало примерно через год после съёмок «Калины красной». Это случилось в октябре 1974 года. А Афимья Быстрова скончалась в январе 1976 года за неделю до своего 84-го дня рождения.



После завершения работы над фильмом Шукшин помогал одинокой старушке. Ей отремонтировали дом, на её счёт Шукшин положил солидную сумму денег, что бы она ни в чём не нуждалась в свои последние годы. Она всем в деревне говорила что он и есть её пропавший сын, поэтому когда узнала о смерти Шукшина, очень переживала.