Как всеми любимый «Мосфильм» продолжает наживаться на общественном достоянии?

Классика советского кино — это картины, которые завоевали всенародную любовь зрителя и пересматриваются неоднократно. Богатое кинонаследие советского времени стало объектом споров между правообладателями-коммерсантами и бывшими гражданами СССР.

Как «Мосфильм» присвоил себе авторские права на общественное имущество

Давайте разберёмся, кому же принадлежат права на картины, снятые в Советском Союзе?

Все советские фильмы снимались под руководством Государственного комитета СССР по кинематографии. В каждой республике были свои киностудии, а то и несколько. После распада СССР в 1991 фильмы, которым на тот момент было более 70 лет стали «общественным достоянием». Все остальные картины нашли своих правообладателей. Картины, снятые на «Мосфильме» стали принадлежать киностудии.

По закону фильмы, снятые до 1993 года, смогут стать «общественным достоянием» спустя 70 лет с момента их создания или показа.


Кадр из фильма «Кавказкая пленница». Источник: Яндекс. Картинки

В настоящее время только киноконцерн «Мосфильм» распоряжается коллекциями фильмов советского периода самостоятельно. Права на остальные фильмы, снятые на различных советских киностудиях, принадлежат Госфильмофонду.

Любимые советские фильмы имели 100% бюджетное финансирование. Поэтому желание бывших граждан Советского союза пользоваться культурным достоянием свободно и без ограничений является вполне обоснованным.


Кадр из фильма «Москва слезам не верит». Источник: Яндекс. Картинки

В 2011 году на YouTube появился официальный канал Mosfilm, где размещены полнометражные картины советского кино. В 2014 году киноконцерн «Мосфильм» подал в суд на торрент-трекер torrentino.com за нелицензионное распространение советских шедевров, а ранее был заблокирован доступ к ряду советских фильмов на сайте rutor.org. Перекрыв доступ фильмов на пиратских сайтах, «Мосфильм» перенаправил пользователей на официальный канал Mosfilm на YouTube, тем самым повышая трафик на свой онлайн-сервис.

В открытом доступе ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм» какой-либо отчётности не предоставляет и какие суммы ушли в бюджет РФ от эксплуатации советских картин неизвестно. А также размеры отчислений создателям картин их потомкам нигде не зафиксированы. Со слов Шахназарова он добровольно перечисляет часть дохода наследникам авторов, полученного за использование советских шедевров. Размеры отчислений Карен Георгиевич не озвучивает. И поскольку характер выплат гонораров добровольный, то и прекратиться они могут в любой момент.


Кадр из фильма «Кавказкая пленница». Источник: Яндекс. Картинки

Что же думает генеральный директор «Мосфильма» Карен Шахназаров о переходе советской классики в общественное достояние?

По мнению Карена Шахназарова, если фильмы станут общественным достоянием – это полностью убьёт всё советское кинонаследие. Фильмофонд не только хранит отснятые фильмы, но и занимается оцифровкой картин. Кто этим будет заниматься и на какие средства, если фильмы перейдут в общественное пользование?

Получается, чтобы фильмы стали народным достоянием придётся ждать ещё как минимум от 16 до 30 лет, если отсчитывать 70 лет от даты выхода фильма, как того требует закон.


Кадр из фильма «Любовь и голуби». Источник: Яндекс. Картинки

При этом «Мосфильм» продолжит обогащаться за счёт всеми любимых советских картин, получая доход от рекламы на YouTube, а также продавая права на показ и дистрибуцию. В настоящее время киноконцерн сильно отличается от киностудии в советское время. Фильмы снимаются редко, идёт упор больше на арендный и сервисный бизнес.