Как происходили «амурные дела» у русских крестьян в 19 веке. Оказывается, и тогда «морали» было немного

Продолжаю изучать сам и знакомить своих читателей с особенностями быта, уклада жизни и вообще с традициями и обычаями крестьян Российской империи. Оговорюсь, что, допустим, в Сибири или на Русском Севере, некоторые моменты вполне могли отличаться. Может быть даже кардинально. В данном конкретном случае речь пойдёт о крестьянах Средней полосы России.


Фото: Иван Вольнов, 1914 г. | Орловские крестьяне

Документальный источник, на который я буду опираться, называется «Жизнь «Ивана». Очерки из быта крестьян одной из Чернозёмных губерний«. Эта книга была издана Русским географическим обществом в 1914 году, а написала её этнограф Ольга Петровна Семенова-Тян-Шанская.

Я уже не первый раз обращаюсь к данной книге, так как это просто уникальный источник правдивой и не предвзятой информации.

Но давайте уже приступим к заявленной теме. И первое, что хочется сказать по данному поводу, это то, что большинство из нас, современников, уверены, что в 19 веке люди были куда более строгих нравов, чем сегодня. Мы искренне считаем, что чем раньше, тем строже была общественная мораль и порицание. Благодаря патриархальному укладу, влиянию на людей Русской православной церкви, семейным скрепам и т. д.


Фото: Вильям Каррик, 1858-1878 гг. | Деревенская свадьба

Однако же, как выяснилось, всё было совсем не так, как мы себе сейчас представляем. И мужчины, и женщины крестьянского сословия позволяли себе довольно много. Причем, как до свадьбы, так и после.

Профессионального paзвpaта не существует, но очень легко купить всякую бабу деньгами и подарком. Одна баба очень наивно признавалась: «Прижила себе на горе сына и всего-то за пустяк, за десяток яблоков!»

Автор фото неизвестен
Бабы и девки очень любят ходить за яблоками в сады к съемщикам. Яблоки покупаются или, лучше сказать, меняются на яйца, а иногда на самоё себя… Нынешним летом был такой случай, что двадцатилетний караульный яблоневого сада uзнaсuлoвaл тринадцатилетнюю девочку — и мать этой девочки (очень, правда, бедная) помирилась с обидчиком за 3 рубля.

Фото: Инто Конрад Инха

Тут стоит оговориться, что крестьянские браки вообще были очень ранние. Иногда женились и выходили замуж даже в 15 лет.


Фото: Уильям Каррик

Какие требования предъявляли в ту пору девушки (девки) к парням (малым) и наоборот


Фото: Н. С. Розов | Муж и жена Левшаковы

…Наибольшим успехом у девок пользуются те малые, которые «чисто ходят», то есть имеют жилетку, пиджак, сапоги бутылками и хороший картуз. Действует также на девок уменье играть на гармонике, некоторые словца «вежливые или игривые» (теперь уже у нас каждую девку называют «барышней» на улице), и, пожалуй, некоторая ловкость.


Крестьяне слободы Колыбелка Воронежской губернии | https://oixm.ru

Девка должна быть «умная, здоровая, рукодельная и смирная». «Работать куда ее ни ткни». Бывает, впрочем, что какие-нибудь 15-25 рублей, даваемые отцом «за девкой», заменяют и здоровье, и ум, и доброе поведение…


Фото: А. Коптев, 1910-е.

«Никудашняя девка» — это такая девка, которая плохо прядет, плохо ткет, плохо работает в поле. Некоторые девки «злые», «карахтерные». Другие — «добру хитры», третьи — «рacпyтныe», «шлюxu».


Фото: А. В. Живаго | 1898 г. Московская губерния, Богородский уезд

…Женщины в нашей местности безусловно красивы, рослы и лет в 15-16 недурно сложены (после 16-ти фигуры у них портятся, благодаря тяжелой работе). Чем раньше выходит замуж девушка, тем скорее она приобретает отцветший, изможденный вид.

Наиболее распространенный тип — это очень правильные лица с темно-серыми (иногда удивительно красивыми) глазами, темными бровями и ресницами и темными волосами. Кожа смугловатая. Настоящие блондинки чрезвычайно редки. Чаще попадаются черноволосые, черноглазые женщины.


Фото: Уильям Каррик

Но самые красивые женщины не считаются среди крестьян таковыми. Вообще при выборе невесты или любовницы крестьянский вкус совсем не сходится с нашим. Нам нравятся строгие или чистые линии и очертания, а всякий мужик предпочтет дебелую, расплывшуюся девку или бабу.


Фото: Уильям Каррик

Ещё один весьма распространенный стереотип заключается в том, что мы с вами считаем, что в крестьянской среде все вопросы с выбором жениха или невесты решали исключительно родители или главы семейств. Оказывается (и для меня это было тоже открытием), что уже в конце 19 века в Черноземных губерниях часто всё происходило куда более лояльно и демократично. Хотя были и традиционалисты, конечно.

В некоторых деревнях еще до сих пор держатся обычаи «просватывать» совсем маленьких девочек (лет 12 — 14) за соответствующих им по возрасту мальчиков. Теперь уж такие сговоры нередко расстраиваются, когда жених и невеста делаются взрослыми. А нет, так в 14-15 летняя «невеста» и 16 летний «жених» начинают сожительствовать вместе до своего совершеннолетия. Случается это, разумеется, после какой-нибудь «улицы».

Что такое упомянутые «улица» и «круги»?

По смыслу, это те же танцы или дискотека, если хотите.


Пляска, Орловская губерния

На «улицу» собираются девки со всей деревни и отчасти молодые бабы, особенно такие, у которых мужья в отсутствии. Бывает это обыкновенно уже в сумерки. Начинают с какой-нибудь протяжной или круговой песни. Приходят не только свои, деревенские, но и из других деревень. А если поблизости деревни находится барский двор, то барские батраки одними из первых являются на улицу, вместе со стряпухами, скотницами и т. п. Являются с гармошками или дудками, под звуки которых по позднее, уже разгулявшись, пляшут.


Фото: В. Шульц | Крестьянские девочки

Чем дальше в ночь, тем меньше становится круг. Под звуки гармошки пляшет какой-нибудь один, а то и два «зарядившихся» в потайном шинке малых, а остальные «с теми, кого любят» расходятся по кoнoплям, кустам, за риги…


Хоровод девушек. Рязанская губ. Начало XX века

Кроме того, вместо «улицы» в холодное время года проводились «вечорки«. Они происходили уже не на свежем воздухе, а в помещении.

…Девушки сговариваются с какой-нибудь вдовой или одинокой солдаткой, и та за освещение (1 или 2 фунта керосину) пускает их в свою избу. В «вечорках» участвуют девушки, солдатки и женщины, у которых мужья в отсутствии.

…Малые приносят с собою вoдкy, гостинцы (жамки, подсолнухи, яблоки, леденцы, баранки) и угощают девушек и хозяйку избы. Поют песни, пьют, едят, пляшут, играют в карты (дурачки) и в игры «монахи», «суседи», «казачки» и т.п. Все эти игры сводятся к поцелуям.


«Вечорка», 1910 г.

Причины «падения нравов»

В книге Семеновой, религиозной дамы из высшего общества, даже не между строк, а совершенно явно считывается её огорчение от распущенности крестьян и их, так сказать, фривольности.

Прежде чаще встречались целомудренные малые и девушки, а теперь целомудренного малого уже не найти, да и девушек таких совсем мало. В 16-17 лет малый обыкновенно уже сходится с женщиной. Малый, разумеется, смотрит на внебрачную связь гораздо легче, чем девушка. Очень нередки случаи, что бросают ту, «которую любили».
Когда малый сходится с девушкой, он ее, понятно, уверяет, что возьмет за себя замуж. Изредка, почти сразу говорит девушке: «Хочу люблю, хочу нет», но это уже обыкновенно продукт городской жизни (московской).

Деревенская молодежь на гулянье. Центральная Россия
Что способствует легкости нравов теперь сравнительно со стариною? Во-первых, заработки на стороне. Затем, пожалуй, большее общение с другими деревнями. Прежде жизнь всякой деревни шла в ней самой. А теперь крестьяне самых различных деревень встречаются на общей поденной работе у помещиков. Всякая девушка может пойти на поденную, куда ей угодно, и, таким образом, уйти от надзора своей родины.

Фото: Уильям Каррик
Одновременно завелся обычай, которого не было прежде: парни ходят в хороводы в те деревни, куда только им вздумается. Также свободно приходят на деревню и батраки из соседних помещичьих усадеб: они тоже пришлый элемент в крестьянской «улице».

Почтовая открытка из серии «Типы Воронежской губернии». Изд. Молчанов и Богданов

Легкость нравов способствует и отлучке мужей на заработки. Он себе там заводит «мамзелей», а жена может завести любовника и дома. Если она бездетная, то в отсутствие мужа нередко нанимается в кухарки на работников в помещичью усадьбу. А если у неё ребенок, то она целыми неделями гостит у своей «мамушки», которая, уж конечно, во всех обстоятельствах «прикроет» свою дочку.


Фото: Б.Э. Петри | Замужние крестьянки во время уборки хлеба. Рязанская губ., Данковский уезд

Адюльтep-с

Таким образом, мы с вами вплотную подошли от утех молодых да неженатых к вопросам семейных измен. И снова автор книги сообщает нам о том, что таковые вполне себе процветали в крестьянской среде.

Если малый живёт в батраках, то сходится с женщиной еще легче и обыкновенно с женщиной замужней… Если он живет в батраках у мужика, то с какой-нибудь из женщин — членов семьи, а если у помещика, то с какой-нибудь «стряпухой» (на рабочих), скотницей и т. п.
Стряпухи на рабочих обыкновенно даже пользуются славой «гулящих». Я знала одну бабу лет тридцати, жившую в стряпухах (муж ее был в отхожем промысле), которая заведомо была в связи с восьмью рабочими зараз. Это, разумеется, может произойти только «на барских хлебах» (в возрасте начиная от 16 и до 40 лет).

И в завершении и без того длинной статьи не могу не привести еще одну показательную цитату. В ней, как мне кажется, довольно наглядно показывается отношение крестьян с церковью. И именно в разрезе aдюльтepa.


Фото. Максим Дмитриев
Иногда весною, до рабочей поры, несколько баб и девок из одной деревни «подымаются» идти на богомолье в Воронеж или к «Сергию-Троице». Идут, заночевывая Христовым именем по разным деревням, и чего, чего тут ни бывает. Один деревенский житель очень справедливо окрестил это богомолье «служением чернобогу».