Почему храм Христа Спасителя дважды не настоящий: историческое расследование?

Проще будет начать с конца, потому что эта история частично происходила на нашей памяти. Неподалёку от Москва-реки на улице Волхонка, дом 15, стоял себе, никого не трогал, храм Христа Спасителя, построенный в 19 веке в честь победы над Наполеоном.

Храмовый «копипаст»

Нетронутым храм простоял до 1931 года. За девять лет до этой печальной даты пламенный революционер Сергей Миронович Киров предложил построить для неотложных нужд новой власти гигантский Дворец Советов. И надо же было так случиться, что во всей Москве не нашлось другого места для этой стройки, как Волхонка, 15.

5 декабря 1931 года храм Христа Спасителя благополучно взорвали, а на его месте, в итоге, возвели не новый помпезный Дворец Советов, а открытый бассейн «Москва». Утешает только то, что это был самый большой открытый плавательный водоём в Союзе и вроде бы даже один из крупнейших в мире.

С 1994 по 1999 год на деньги Военно-промышленного банка и добровольные пожертвования граждан храм Христа Спасителя был восстановлен как «условная внешняя копия своего исторического предшественника». Вот и получается, что нынешний храм не то что бы настоящий. Красивая, но копия. Однако на самом деле храм, стоявший на Волхонке и возведённый архитектором К. Тоном по повелению Николая I, тоже был далёк от первоначального оригинала.


Генерал П. Кикин, автор мысли о строительстве в Москве храма-памятника

«Библейский» храм Карла Витберга

Идея отметить победу над Наполеоном каким-нибудь памятником пришла к Александру I осенью 1812 года. Сначала он хотел построить две монументальные колонны из переплавленных французских пушек, но генерал А.С. Шишков и П.А. Кикин надоумили его построить храм.

Летом 1814 года был объявлен открытый конкурс на лучший проект данного памятника, и самые лучшие архитекторы Росси представили комиссии 20 проектов. Неожиданно в конкурсе победил никому не известный обрусевший швед-лютеранин Карл Витберг.

Как писал один современник, «проект был гениален, страшен, безумен, оттого-то… его и следовало исполнить». Витберг предложил возвести на Воробьёвых горах не один, а целых три храма, поставленные один над другим — «храм тела, храм души и храм духа». С одной стороны, это был бы памятник павшим в Отечественной войне, а, с другой, символ единения православия, католичества и протестантизма.


Закладка храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах, 1817 год

Тут нужно кое-что пояснить. Александр I носился в это время с проектом создания «Священного союза монархов и народов». Это должен был быть «всеевропейский политический союз», с помощью которого Европа и Россия навсегда избавились бы от внутренних войн. В связи с этим, Александру казалось уместным объединить всех христиан в одну единую «библейскую» церковь.

Как, это другой вопрос. Нам же важно, что храм Христа Спасителя, задуманный К. Витбергом, соответствовал идее императора. Во внешнем облике храпа проступали черты античности. «Храм-тело» должен был находиться в катакомбах внутри Воробьёвых гор. «Храм-душа» был задуман в виде огромного креста и должен был стоять на вершине горы. Над ним в виде круга с гигантским куполом более 50 м в диаметре должен был возвышаться «храм — дух святой». «Весь храм должна была опоясывать гигантская колоннада из 600 колонн, отлитых из тех самых французских пушек.


Проект храма Карла Витберга, 1817 год

Мы строили-строили и, наконец, не построили

На строительство одного только «нулевого» цикла храма казна отпустила огромную сумму в 16 млн. рублей. Всю стройку предполагалось закончить через 12 лет к 25-летию окончательной победы над Наполеоном. Но грандиозный замысел так и не осуществился.

Возможно, Витберг был гением архитектуры, но прорабом он оказался никудышным, а именно его император назначил вести строительные работы. Несчастного художника обворовывал кто как мог. В 1925 году он обнаружил растрату в 300 тысяч рублей, ужаснулся, остановил строительство и поехал докладывать обо всём царю. Но Александр Благословенный за три часа до его прихода уехал в Таганрог, да там и умер.


Константин Андреевич Тон (худ. К. Брюллов)

Новый царь, новые принципы, новые архитекторы

Николай I, взошедший на престол после брата, идею объединения церквей не одобрял, и к проекту Витберга относился скептически. При новом императоре храм строить перестали, архитектора отдали под суд, восемь лет судили, признали виновным и сослали в Вятку, где он благополучно сошёл с ума.

Вместо сомнительного с православно-охранительной точки зрения храма Александра-Витберга построили другой храм и не на Воробьёвых горах, а на улице Волхонка, дом 15. Получается, что большевики тоже взорвали не настоящий храм Христа Спасителя, а его менее помпезную и, кстати, менее дорогую замену.


Александр Лаврентьевич Витберг Акварель работы П. Ф. Соколова

Постскриптум

Надеюсь, что никто из читателей не воспримет всерьёз утверждения о «ненастоящести» храма Христа Спасителя, какой бы версии это ни касалось — архитектора Витберга или архитектора Тона. Все три образца настоящие, а в самый последний я всё собираюсь зайти, да вот беда, нет свободного времени. Однако клянусь, в ближайшую пятилетку обязательно схожу.