«Интердевочка» — В чём ложь фильма?

Когда в 90е годы в доме моих родителей завелся видеомагнитофон, следом довольно быстро появилась кассета с фильмом «Интердевочка». Вообще, тогда кассет особо много не было. Это сейчас что угодно можно бесплатно посмотреть в интернете, а раньше будь любезен пойти на рынок и занести копеечку видео-пирату.

В старших классах, когда мне захаживали друзья, порой вставал вопрос, чтобы такое посмотреть по видику. Как правило, парни единодушно голосовали за «Интердевочку». Ну дело молодое, а тут такая пикантная тема. Короче, в своей молодости я посмотрел «Интердевочку» столько раз, что чуть ли не знал ее по кадрово. И я замечу сразу, что не фанат этого фильма, так уж получилось.

Уже давно со всех сторон обсудили антисоветскую направленность фильма, его идеологическое воздействие и дезоорентацию жителей позднего СССР. Сейчас я хочу внести свои пять копеек, бросив взгляд со стороны режиссерской кухни. В фильме есть глубинное противоречие и поможет его выявить сравнение «Интердевочки» с сериалом «Breaking Bad».

Роднит эти два произведения наличие, так называемого, амбивалентного персонажа, то есть того, который вызывает у зрителя двойственные чувства. Вообще, подобный персонаж, находка для режиссера. Грамотное раскрытие «амбивалентного» героя говорит о высоком уровне создателя фильма. Именно так получилось в случае сериала «Breaking Bad».

Изначально мы имеем мистера Уайта, который во чтобы то ни стало хочет обеспечить семью. Времени у него мало, так как диагностирован рак. Если Уайт продолжит зарабатывать деньги, преподавая химию в школе, то семье после его смерти ничего хорошего не светит. Зритель сопереживает главному герою. В то же время Уайт выбирает преступный путь для достижения своих целей, а именно производство и распространение наркотиков. Сильная полярность между благой целью и ее дьявольской реализацией создает то напряжение, которое не отпускает нас в течении всего сериала.

У персонажа «Интердевочки» тоже есть своя амбивалентность. С одной стороны она валютная проститутка с мещанским мировоззрением, с другой — заботливая дочь, отзывчивый медработник, не лишенная обаяния девушка. Только интуитивно зритель не может воспринять Таню Зайцеву, как цельного персонажа, а мистера Уайта может. Почему же так?

Все дело в причине, которая толкнула героя на темную сторону. В последних сериях «Breaking Bad» эта причина раскрывается, как сверхзадача фильма. Уайт в конце концов признается жене, что весь ужас и зло, им сотворенные не оправдываются заботой о семье. Все разговоры о семье, лишь ширма, чтобы прикрыть торжество гордыни главного персонажа. Все делается во имя ощущения того, что он превосходит других. Под воздействием гордыни герой все свои низкие поступки также выставляет как превосходство над другими, объясняя это тем, что у остальных не хватает решимости переступить через свои нравственные табу.

Получается, что все дело в главном герое, в его характере. Первопричина в гордыне, которая до последнего рядится в благие намерения.

В «Интердевочке» первопричина другая. Там перед режиссером была поставлена задача сделать первопричиной не суть героя, а среду в которой герой обитает. То есть виноват во всем «убогий» позднесоветский социум. Не было бы его, а был бы прекрасный капитализм, то жила бы Таня и в ус не дула. Нас режиссер пытается убедить, что героиня на своем пути к счастью ошиблась и ее стоит пожалеть. А так не было бы ужасного «совка», то не случилось бы ее морального падения и всей этой истории с проституцией. Данная позиция не бьется ни с реальной правдой, ни с художественной. Сравнение с «Breaking Bad» позволяет это увидеть. В случае с Уайтом мы имеем безвыходную ситуацию: рак, закредитованность, сын-инвалид, копеечная зарплата учителя. У Тани Зайцевой все несколько иначе. Она жива-здорова. Есть, где жить. С голоду ни она, ни ее мама не помирают. Хочется, конечно, шубу, машину «Вольво» и жить на широкую ногу. Вот и вся мотивация, чтобы пойти торговать телом. Не кажется вам, что это все как-то не убедительно, чтобы начать сопереживать главной героине? А если продолжать раскручивать антисоветскую линию фильма, то давайте мы персонаж Тани Зайцевой перенесем в современную капиталистическую Россию. (В Западные реалии переносить не будем, так как это сделано в фильме и, как известно, Танюха там заскучала).

И вот мы имеем нашу прекрасную «демократическую» Россию, свободную от «социалистического тоталитаризма». Таню не устраивала низкая зарплата медработника? Ну так пусть и теперь не раскатывает губу. Сегодня она тоже соболиную шубу не купит, работая в больнице. Кроме того немного подороже, чем ужасном СССР, выйдет коммуналка, да и вообще цены «приятно» удивят. Накинем еще сюда выплаты по ипотеке — жилье то у нас теперь государство не выдает, ну и другие траты по кредитам — на айфон, подержанное авто, бытовую технику и так далее. Разгуляется Танюха на современную зарплату медработника? Да вряд ли. Поспешит она в эскортницы, поскольку натура у нее такая. А советский строй тут не при чем. А потому и в фильме «Интердевочка» он не при чем. Вот, собственно, и все. Теорема доказана.