Как жил и уходил известный советский актёр Николай Гринько и как выглядела его любимая жена, турчанка Айше?

В этом году Николаю Григорьевичу исполнилось бы 100 лет – эта дата точная, несмотря на то, в Википедии указана несколько иная дата рождения. Вдова известного актёра, Айше Чулак-Оглы, позже написала в мемуарах, что у мужа были какие-то проблемы со службой в армии:

«..вот Гриня и скостил себе лишний год, и везде стали писать —
родился в 1920-м. В 20-м, в 21-м ли — для кого-то это имеет большое значение? «Ну, был такой актёр, ну, высокий, профессоров играл, ну в Киеве, должно быть, бывал наездами, а снимался же — в Москве, Ленинграде!..».

Николай Гринько и Айше Чулак-Оглы

Это было чистой правдой – знаменитым на весь Советский Союз Гринько сделала киностудия «Мосфильм» и российские режиссёры, первый из которых Андрей Тарковский. Своя же киностудия им. Довженко почему-то не предлагала этому замечательному мастеру перевоплощения значимых ролей. Когда же он понял, что ждать нечего, и решил сам ставить хорошие фильмы, прописывая роли в сценариях и для себя, под разными предлогами отказывали ему..

Николай родился в Херсоне в семье актёров рабоче-крестьянского передвижного театра, и с малых лет знал, что и сам тоже станет артистом. Он был очень пластичен, музыкален, артистичен, впервые вышел на сцену в 5 лет, и после окончания школы планировал поступать в театральный институт. Но началась война, Гринько был призван в Красную армию, и мечты об обучении пришлось отложить.

Он прошёл всю Великую Отечественную, служил в батальоне аэродромного обслуживания, был комсоргом полка, стрелком-радистом на бомбардировщиках дальнего действия, награждён Орденом и медалью, также получил отличие как организатор художественной самодеятельности и массовик-затейник. В 1943 году был назначен начальником офицерского клуба.

Вернувшись домой с Победой, Николай устроился актёром и помощником режиссёра в Запорожский драматический театр имени Н. Щорса, где тогда работала его мама, Лилия Каземировна Броневская. Вскоре он женился на молодой и красивой актрисе этого же театра, но брак продлился всего несколько лет, пока любимая не призналась, что её чувства к мужу остыли. Он не стал её удерживать, сказав лишь: «Спасибо за честность», но потом долго думал о ней и вспоминал, пока не встретил любовь всей своей жизни – миниатюрную скрипачку Айше.




кадр из фильма «Мир входящему»

Они познакомились в 1957 году, и.. ничего не произошло – ни гром не грянул, ни небеса не разверзлись. Более того, сначала они даже не испытали ни малейшей симпатии друг к другу, общались исключительно по работе, тогда Гринько уже был актёром и художественным руководителем Киевского джазово-симфонического эстрадного оркестра «Дніпро». Их объединила любовь к музыке, в частности – к скрипке, Николай с юности проявлял к этому инструменту особый интерес, а Айше была солисткой оркестра.

«Коля тоже очень давно, до нашего знакомства, учился играть на скрипке… Без нашей общей любви к музыке, возможно, ничего бы не было. После концертов, когда меня никто не мог видеть, я садилась за фортепиано и вспоминала любимые произведения Вебера, Рахманинова, Шопена, Грига. Однажды музицировала в тёмной комнате, не зная, что Коля меня слушает. Он молча подошёл, молча прижал к себе. Тот вечер, обвенчанный музыкой, расцвёл зарёй нашего супружества» — писала Айше.

Айше Чулак-Оглы и Николай Гринько

Тогда она училась на пятом курсе консерватории, но без сожаления бросила учёбу, чтобы сопровождать мужа на гастролях. Она не могла выдержать разлуки с ним даже несколько дней, самозабвенно любила этого высокого, под 2 метра ростом, талантливого актёра, ласково называла его «Гриней», во всех съёмных углах стремилась создать тепло и уют.

Когда Андрей Тарковский стал снимать Николая Григорьевича во всех своих фильмах, Айше полюбила и его – настолько благодарна была за то, что режиссёр оценил мастерство её мужа, его талант, доброту, глубину и достоверность. В картине «Мир входящему» Гринько так убедительно сыграл американского шофёра, что на Венецианском фестивале почти никто не поверил, что это советский актёр.

«Я не люблю актёров, играющих в каждом фильме себя. Я люблю актёров, которые стараются уйти подальше от собственного «я» и войти глубоко в суть образа», — говорил сам Гринько.



кадр из фильма «Сталкер»

Его любили и взрослые, и дети, после выхода на экраны детской сказки «Приключения Буратино», где Николай Григорьевич изобразил доброго папу Карло, его стали называть «главным папой страны», между тем, в настоящей жизни ему так и не довелось стать отцом. Ни первая жена, ни вторая, так и не родили ему детей, и это единственное, что омрачало его счастливую жизнь с Айше.

Они прожили 30 лет, практически не разлучаясь и не ссорясь, между ними никогда не было непонимания, наоборот – они удивительно точно чувствовали друг друга, им даже не нужны были признания в любви, всё и так было предельно ясно. Позже, овдовев, Айше не захотела больше устраивать свою жизнь, она продолжала любить милого Гриню, наверное, даже больше, чем при жизни.


Николай Гринько и Айше Чулак-Оглы

За 40 лет своей кинокарьеры Гринько снялся в 150 проектах, его приглашали к сотрудничеству киностудии Германии, Норвегии, Болгарии и Чехословакии, и актёр больше всего переживал, что, получив мировую известность, он оказался не нужен в родном, украинском кино. С ним любили работать самые лучшие советские режиссёры, а зрители всегда были рады видеть его на экранах, восхищались его восхитительной игрой даже в небольших, эпизодических ролях, обожали мягкий, слегка ироничный взгляд, и лукавую улыбку.

Он снимался в кино и ездил на гастроли с театром практически до последних дней – в конце 1988 года у актёра диагностировали лейкемию. Его жена умоляла влиятельных коллег и знакомых помочь найти хороших врачей и устроить Николая Григорьевича в лучшую больницу, но все усилия оказались напрасны – любимый миллионами артист медленно угасал.




кадр из фильма «Обвиняется свадьба»

Драма «Предлагаю руку и сердце», где Николай Гринько и Светлана Немоляева сыграли главные роли, вышел на экраны за пару месяцев до его ухода. Даже на больничной койке он остался джентльменом для своей жены – ушёл тихо и незаметно в тот момент, когда она, сидя рядом и держа его за руку, задремала. Он всегда боялся причинить ей лишнее беспокойство, или как-то нечаянно расстроить, вызвать страх, тревогу – оберегал и заботился всю жизнь.

Открыв глаза, Айше Рафетовна подумала, что муж спит, тихонько поднялась и вышла из палаты. Вернувшись через некоторое время и застав его всё в том же положении, забеспокоилась, а когда поняла, что случилось, почувствовала, что умерла и часть её самой.

«Его бурлящая зрелость не имела возраста, а душа его всегда была моложе моей. Он был обаятельным, азартным мужчиной. Любил он Бога вина и частенько ходил «по кривой», любил стрелять в тирах и, пока не выбьет все призы, не выходил из них; чтил женскую красоту и любил «пулечку», хотя почти всегда проигрывал…».

Немного придя в себя после похорон, вдова задумалась о памятнике – таком, который был бы достоин памяти её необыкновенного мужа, где он стоял бы в полный рост и улыбался своей знаменитой улыбкой с хитрецой. Каждое утро Айше ездила на Киевское Байковое кладбище, привозила мужу цветы и долго с ним сидела, разговаривала.

А вернувшись домой, приступала к поискам мастера, который взялся бы увековечить Николая Григорьевича, и вскоре вышла на Владимира Миненко. Обсудив с ним проект, она продала все свои драгоценности и ценные вещи, но набрала необходимую сумму.

«Я скульптора предупредила сразу: поймать Колино настроение непросто, он будет постоянно ускользать. И больше года создавался этот «другой Гринько». В скульптурном образе актёра всё же осталась хоть и застывшая, но энергия: в глазах — лукавинка, в улыбке – грусть».

Вас могут заинтересовать следующие материалы: