Гирт Яковлев: «Чувствую себя молодым, Но время неумолимо»


Гирт Яковлев Гирт Яковлев Фото: Archive Sovexportfilm/Global Look Press

Любимца прекрасной половины бывшего Советского Союза коллеги за взрывной нрав и отзывчивость прозвали Динамитом и Скорой Помощью. Еще он — ходячий анекдот и вечный розыгрыш. В июле знаменитый латвийский актер отмечает восьмидесятилетний юбилей.


— Недавно пересматривала «Смерть под парусом» с вашим участием. В экранизации детективного романа Чарльза Перси Сноу собрался великолепный актерский ансамбль — Марианна Вертинская, Лембит Ульфсак, Мирдза Мартинсоне…

— Да, команда сложилась классная, веселая, мы много времени проводили вместе и подружились. Съемки проходили в Латвии, яхта ходила по разным рекам с типично латвийскими пейзажами, которые, впрочем, вполне сошли за английские. Помню, решили искупаться, поплавали, вышли на берег, а все ноги синие. Оказалось, в речку какой-то завод сбрасывает отходы. Не знаю, что за отрава в воде была, но нас всех потом в баню повели отмываться.


— В детстве меня впечатлил фильм «Прощание с Петербургом», где вы сыграли Штрауса.

— Эта картина для меня знаковая. Там происходили разные совпадения интересные… Случилось все в Ленинграде. Мы с Вией Артмане были на каких-то пробах, шли по коридорам «Ленфильма», и вдруг ко мне обратилась незнакомая дама:

— Извините, пожалуйста, вы, случайно, не актер?

— Актер.

— Хочу познакомить вас с одним человеком…

Заходим в кабинет, там сидит важный господин. Буквально с порога он начинает излагать замысел ленты о композиторе Иоганне Штраусе. Я сразу усомнился, что подойду, ведь ничего не понимаю в музыке. В общем, поговорили и я уехал, поскольку параллельно снимался на Рижской киностудии в фильме «В тени смерти». Вскоре меня вызывают в Ленинград на переговоры и пробы.

Режиссер «В тени смерти» Гунар Пиесис бурно запротестовал: «Я его не отпускаю! Вся группа в сборе, надо снимать…» Закончилось тем, что наша уважаемая Эльза Радзиня (кстати, в «Смерти под парусом» она выступила в роли чопорной экономки) на каком-то высоком собрании с трибуны возмущенно заметила:

— Вот актеру Яковлеву сделали прекрасное предложение сыграть Штрауса, он может прославить Латвию, но Пиесис его не отпускает.

— Пусть едет, — ответил Гунар, — но ни одного свободного дня ему не дам, пусть сам выкручивается.

Разозлил я его тогда сильно.

После того как утвердили на роль Штрауса, пришлось осваивать азы дирижирования. Тренировался до изнеможения, пока смычок в руке не запел, а вот озвучивать героя отказался. Не мог позволить себе говорить с акцентом, когда в кадре рядом с композитором — его секретарь с аристократическим русским языком в исполнении Меркурьева. Было бы просто смешно. Озвучивал меня Александр Демьяненко.

Загрузка...