Единственная роль Евгения Леонова, которую актер называл «по-настоящему хорошей», и почему он так считал

Великий советский актер Евгений Павлович Леонов родился 2 сентября 1926 года в Москве. Лицом и комплекцией Женя походил на мать — Анну Ильиничну. Женя с родителями и старшим братом Николаем жили в коммунальной квартире недалеко от станции метро «Белорусская». Леонов еще в детстве умел всех смешить, играл в самодеятельности. Началась война, и в 15 лет Женя устроился на военный завод №32, где работал его отец — учиться на токаря. Немцы подошли к Москве, и завод решено было эвакуировать в Киров. Родители Леонова с сыновьями пришли на вокзал, увидели товарный поезд, в котором нужно ехать, и поняли, что на таком поезде ехать не хотят — туда было даже просто не забраться. Тогда семья вернулась домой. Леоновы не ошиблись — Москву не сдали. Осенью 1943 года Евгений Павлович поступил учиться в Авиационный строительный техникум, где снова играл в самодеятельности. Но на третьем курсе Леонов понял, что авиация — это всё-таки не его. Он ушел в драматическое отделение Московской экспериментальной театральной студии при Московской областной филармонии, которое и закончил в 1947 году. Год спустя Леонов впервые появился в кино в роли дворника в малоизвестном фильме «Карандаш на льду».

Мы знаем, помним и любим все роли Леонова. Любопытно, что с его добродушной внешностью, Евгений Павлович всегда производил впечатление добряка и очень хорошего человека, который в принципе не способен на дурные поступки. Но у него есть множество отрицательных ролей. Например, король-самодур в «Обыкновенном чуде». Вредный и коварный Уэф в «Кин-Дза-Дза». Равнодушный чиновник в «Паспорте». Жестокий убийца Доцент в «Джентльменах удачи» — ведь Леонов играл не только положительного Трошкина, но и его альтер-эго! Не зря старший брат актера Николай не любил смотреть фильмы с его участием — мол, «Женя всегда играл таких людей, каким сам никогда не был«.

А единственной «по-настоящему хорошей» своей ролью Евгений Леонов считал роль «рабочего человека Ивана Приходько» в фильме Андрея Смирнова «Белорусский вокзал«. Несмотря на то, что в этой замечательной картине нет никаких боевых действий, стрельбы, атак и сражений, она по праву считается чуть ли не лучшей кинокартиной о Великой Отечественной Войне в истории советского кинематографа. Фильм занял 15-е место в советском кинопрокате 1971 года. По иронии судьбы, на первом месте оказались «Джентльмены удачи», один из самых популярных фильмов с участием Евгения Леонова.

Но вернемся к «Белорусскому вокзалу». По словам Евгения Павловича, картина получилась замечательная. А его герой, Иван Приходько, несмотря на то, что простой слесарь, больше всего внутренне интеллигентен, больше всех любит свой дом и понимает, что такое дружба. Помните, как его приняли за водителя, а Приходько скромно промолчал? Многие зрители писали письма актерам, в том числе Леонову, и назвали «Белорусский вокзал» «гимном подвигу отцов наших, матерей наших» — Великой Отечественной Войне. Рассказывая о фильме, Леонов упомянул Алексея Глазырина, который сыграл одну из главных ролей и безвременно ушел всего через неделю после премьеры, даже не успев посмотреть законченную версию картины. Фильм Смирнова навсегда остался в сердце Леонова, до конца его дней. Евгений Павлович вспоминал, как его пригласили в Харьков, и на стадионе включили песню из кинофильма — «Нам нужна одна победа». Леонов никогда не видел, чтобы столько людей одновременно плакало. Вот почему лучшей своей ролью актер называет именно роль Приходько в «Белорусском вокзале».