Душераздирающие истории, которые могли произойти где угодно, но произошли в США и России

Впрочем, нет. Аналогичный опыт есть и в России. Обе истории экранизированы, но очень по-разному.

В комнату молодой девушки проникает преступник, и несколько часов истязает ее. Затем заставил ее хорошо вымыться, тщательно убрал комнату и, пригрозив публикацией компрометирующих снимков, если она кому-то расскажет о случившемся, скрылся.

Прибывшие на место преступления полицейские поначалу внимательно отнеслась к расследованию, но вскоре начали «всплывать» настораживающие факты — и горюет жертва как-то не так, и прошлое у нее непростое, и вообще какая-то она странная. Девушка и впрямь им попалась та еще — колючая, злая, не раз подвергавшаяся в детстве насилию, с толпой приемных родителей, передававших ее как красное знамя из рук в руки. Одним словом, такая соврет не дорого возьмет, чтобы привлечь внимание.

Вывести ее на чистую воду труда не составило — чуть поднажали, чуть подтолкнули, чуть подсказали, и вот она уже пишет «признательное показание». Мол, простите, граждане следователи, бес попутал, не было ничего такого, приснилось мне это все. В США с правосудием шутки плохи (в России, впрочем, тоже). И вот девица из жертвы сама превратилась в преступницу, чудом не арестовали. Но штраф назначили, ибо нечего солидных людей от важных дел отвлекать.

И так бы все кончилось ничем, если бы не две женщины-следователи, которые на голом энтузиазме взялись раскручивать серию одинаково похожих преступлений, совершаемых в разных уголках страны…

Позднее эта реальная история легла в основу мини-сериала «Невозможно поверить», который я настоятельно рекомендую к просмотру.

Этот многослойный сюжет поднимает целый ряд важных тем. И главная — стигматизация жертвы. Если у той не светится нимб над головой, общество с особой легкостью от нее открещивается. В лучшем случае перекладывает вину за произошедшее на нее, в худшем (как в этом фильме) отрицает сам факт преступления. Мне иногда кажется, случись нечто подобное с матерью Терезой, и то люди нашли бы в чем ее обвинить.

В итоге все кончилось по-американски. Не буду спойлерить, просто посмотрите.

В России тоже хватает подобного. Взять хотя бы знаменитого ангарского маньяка, счет жертв которого исчисляются десятками (если не сотнями). В отличие от американского «коллеги» этот изверг в живых никого не оставлял. Но в остальном РЕАЛЬНАЯ история похожа на заокеанскую. Также как и в США, в России остановить преступника удалось во много не благодаря, а вопреки и едва ли не на голом энтузиазме следователей, долгие годы не оставлявших это дело. Но и все на этом. Когда дело дошло до экранизации, то тут, по традиции, все оказалось очень плохо. Речь, конечно, о сериале «Хороший человек».

Хотя казалось бы — и режиссер (Константин Богомолов) парень не без таланта, и исполнителей главных ролей божечка в темечко поцеловал, а получилось не очень. Не очень хорошо, зато очень (бесконечно) далеко от реальной истории. Если в «Невозможно поверить» в центре сюжета полицейские, то в «Хорошем человеке» сам маньяк. Если у американцев показан нелегкий труд и героические усилия по-настоящему хороших людей, то у нас бесконечно обаятельный актер играет конченного ублюдка. Я, кстати, видела кадры с ангарским маньяком. Он похож на Никиту Ефремова, как Волочкова на порядочную девушку. Такое… как бы помягче выразиться… не то, что отдельного фильма не заслуживает, но и съемок на телефон.

Нет там никаких показанных Богомоловым глубины и сложности. И интеллекта даже следов не наблюдается. Обычное животное, мотивы поведения которого должны интересовать разве что психиатров и криминалистов. Но точно не широкую публику. А вот поди ж ты, получите и распишитесь. Вот что говорил сам Богомолов о своем герое:

Я бы назвал его человеком, одержимым идеей. В сериале я изучаю конкретную личность, у которой есть свои проблемы, достоинства и недостатки. И я специально искал на эту роль человека с внешностью Никиты Ефремова. Когда вы понимаете, что перед вами убийца, это мгновенно вызывает негатив. Нам было очень важно убрать из головы зрителей такое отношение. Мы собирались говорить прежде всего о человеке, а не о звере внутри него. Да, в нем есть зло, которое его побеждает, но есть и хорошее. Именно такого сложного и неоднозначного человека я пытался изучать.


Кадр из сериала «Хороший человек»

Ну, что тут скажешь? Гитлер вот тоже картины рисовал и животных любил, но изучать его хорошие качества что-то не хочется. Впрочем, хозяин-барин. Когда-нибудь, может, снимут кино и про тех парней, которые многие годы, преодолевая различные препятствия, ловили преступника. Ловили, поймали и оградили от него общество. А пока имеем то кино, какое имеем. С неоднозначными личностями, которые, несмотря на свои хорошие качества, время от времени насилуют и убывают людей. Бывает, че…